Follow Us
Contact

Institute for Law and Public Policy

Address: 129090, Moscow, Shchepkina str., 8

Mailing Address: P.O. Box 140, Moscow, 129090, Russia

Tel.: +7 (495) 608 6959, 608 6635; Fax: +7 (495) 608 6915

info@mail-ilpp.ru

Our location
SuMoTuWeThFrSa
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

18.04.2018

Комментарий юриста Института права и публичной политики Ирины Османкиной к Рекомендации ПАСЕ по разработке Европейской Конвенции о профессии юриста.

24 января 2018 года Парламентская Ассамблея Совета Европы (далее – ПАСЕ, Парламентская Ассамблея) утвердила Рекомендацию 2121 (2018) по разработке Европейской Конвенции о профессии юриста (далее – Рекомендация 2121 (2018)). Проект этой Рекомендации был разработан Комитетом ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека (далее – Комитет) и включен в отчёт, опубликованный 12 декабря 2017 года. Сама же инициатива по разработке отдельного международного договора, касающегося защиты представителей юридической профессии, была сформулирована ещё в 2016 году группой участников Парламентской Ассамблеи. Как следует из содержания отчёта Комитета, идея принятия такого договора получила поддержку в связи с растущим давлением и увеличением количества нарушений профессиональных прав адвокатов в государствах-членах Совета Европы.

Необходимость защиты

Комитет указывает несколько причин, которые свидетельствует о необходимости принятия отдельного международного договора, направленного на защиту профессии юриста. Прежде всего, такое повышенное внимание обусловлено той ролью, которую юрист занимает в системе отправления правосудия. В этом отношении Парламентская Ассамблея соглашается с подходом Европейского Суда по правам человека (далее – Европейский Суд), который рассматривает юристов в качестве посредников между судами и обществом и признаёт их ключевую роль в поддержании доверия населения к судебной системе.

Во-вторых, Парламентская Ассамблея указывает на отсутствие эффективного механизма по контролю за вмешательством государства в деятельность юриста. Увеличение числа нарушений в отношении адвокатов, в том числе случаев применения физического насилия, и примеры недобросовестного расследования таких случаев свидетельствуют о том, что стандарты защиты, установленные в Рекомендации (2000) 21 Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (далее – Рекомендация (2000) 21), недостаточно эффективны на практике. Это подтверждается отчетом Комитета, в котором содержится обобщение основных проблем, характерных для европейского региона в целом, и приведены примеры наиболее серьезных нарушений, свойственных только некоторым государствам. К последним, в частности, относятся, факты убийств и исчезновений адвокатов и ненадлежащее расследования таких случаев, допросы адвокатов в качестве свидетелей по делам их клиентов, использование дисциплинарного производства как метод давления в отношении адвоката, нарушение адвокатской тайны в ходе проведения обысков и выемок. Специальный докладчик отмечает, что такие нарушения систематически происходят в Азербайджане, России (особенно на Северном Кавказе), Турции, Украине. Отдельное упоминание России в качестве государства, где распространены различные практики давления на адвокатов, является показательным для оценки масштаба тех проблем, с которыми российские адвокаты сталкиваются на практике.

Парламентская Ассамблея считает, что ситуацию можно изменить, если придать положениям Рекомендации (2000) 21 обязательный характер и предусмотреть механизм контроля за их соблюдением. Кроме того, отмечается, что такая Конвенция может стать источником обязательных стандартов не только на региональном, но и на международном уровне. Предполагается, что для государств, не являющихся членами Совета Европы, Конвенция будет предусматривать возможность и процедуру присоединения.

Содержание предлагаемой Конвенции

Отмечается, что перечень гарантий и прав должен определяться с учётом уже существующих международных стандартов. Поскольку в качестве единственного недостатка нынешнего регулирования указан необязательный характер Рекомендации (2000) 21, вполне вероятно, что многие положения этого документа войдут в текст Конвенции. В частности, в Конвенцию могут быть включены принципы, касающиеся юридического образования, доступности услуг адвоката, формирования профессиональных объединений,  проведения дисциплинарных разбирательств.

Ориентиром для разработчиков также могут стать и другие международные акты, упомянутые в Рекомендации, к ним относятся Основные принципы, касающиеся роли юристовЕвропейская Хартия основополагающих принципов юридической профессииТуринские принципы профессионального поведения для юристов в XXI векеСтандарты независимости юридической профессии и Международные принципы поведения для юристов.

В то же время Совет адвокатур и юридических ассоциаций Европы (далее – Совет) предлагает избирательно подойти к дублированию положений, уже закреплённых в других международных актах, в частности, в Рекомендации (2000) 21 и Европейской Конвенции по правам человека. Совет отмечает, что некоторые принципы, изложенные в Рекомендации (2000) 21, уже подпадают под защиту положений Европейской Конвенции в соответствии с тем толкованием, который им даёт Европейский Суд. По мнению Совета, необходимо избежать лишнего дублирования одинаковых по содержанию обязательств. Принципы, гарантированные Европейской Конвенцией, следует изложить в преамбуле, тогда как сами положения Конвенции о профессии юриста должны представлять собой более конкретный и исчерпывающий перечень гарантий, учитывающий специфику профессиональной деятельности юриста.

Парламентская Ассамблея обозначила, что предлагаемая Конвенция должна предусматривать гарантии по следующим приоритетным вопросам: доступ адвоката к клиенту, находящемуся под стражей; защита адвокатской тайны; конфиденциальность общения адвоката с клиентом; иммунитет адвоката от преследований за заявления, сделанные в ходе осуществления профессиональной деятельности. Следует отметить, что первоначальный проект рекомендации, одобренный профильным Комитетом, не включал в себя вопрос о защите права адвоката на свободу выражения мнения. Вероятно, Парламентская Ассамблея приняла во внимание обширную практику Европейского Суда, которая свидетельствует о распространённости проблемы привлечения адвокатов к дисциплинарной или уголовной ответственности за высказывания, сделанные в ходе судебного разбирательства или в СМИ.

Объем защиты

Представление о содержании и структуре Конвенции, а также о том, какие вопросы могут стать проблемными для составителей, может дать отчёт Комитета от 12 декабря 2017 года. Прежде всего, специальный докладчик обращает внимание на определение круга тех, кто будет подлежать защите. Должна ли Конвенция распространять свою защиту на практикующих юристов, не имеющих статуса адвоката? Например, Рекомендация (2000) 21, на которую так часто ссылаются в тексте документа, гарантирует защиту только тем представителям юридических профессий, которые оказывают юридические услуги и являются членами адвокатских корпораций.

В то же время в отчёте Комитета отмечается, что Конвенция может частично затрагивать и положение практикующих юристов, не имеющих статуса адвоката, по таким вопросам, как доступ к профессии и сохранение конфиденциальности общения с клиентами. Так, например, в Азербайджане и Сербии, в связи с небольшим количеством адвокатов, официально зарегистрированных в адвокатских объединениях, люди часто вынуждены обращаться к юристам, не имеющим такого статуса. При этом такие юристы, хотя и обладают достаточной компетенцией, лишены права представлять интересы клиента в судах. Такая ситуация, как отмечает специальный докладчик, ограничивает доступ лиц к юридическим услугам, которые в принципе могут быть предоставлены квалифицированными специалистами без статуса адвоката.

Специальный докладчик также выразила некоторую обеспокоенность в отношении штатных юристов компаний и организаций. Так, в отчете отмечается, что неоднозначным является вопрос о распространении гарантий адвокатской тайны на коммуникации юристов с менеджментом и руководством компании. Учитывая, что Рекомендация (2000) 21 в принципе не затрагивает указанную категорию юристов, вопрос о частичном распространении гарантий, связанных со статусом адвоката, будет предметом отдельного рассмотрения при составлении Конвенции.

Механизм контроля

Согласно Рекомендации 2121 (2018) приоритетным вариантом контроля за соблюдением предлагаемой Конвенции является механизм направления периодических докладов государствами группе экспертов Парламентской Ассамблеи. При этом отмечается, что для представителей гражданского общества и профессиональных объединений юристов должна быть предусмотрена возможность также направлять свои соображения о соблюдении государством обязательств по защите профессиональных прав юристов.

Совет адвокатур и юридических ассоциаций Европы предлагал также предусмотреть возможность направления обращений о нарушениях предлагаемой Конвенции в Парламентскую Ассамблею в соответствии с правилом 67 Правил процедуры Парламентской Ассамблеи. Однако специальный докладчик скептически отнеслась к такому предложению Совета, указав, что этот механизм редко используется и содержит ряд ограничений, исключающих большое количество индивидуальных обращений. В частности, Парламентская Ассамблея признаёт ходатайство неприемлемым, если обращение сводится к исправлению конкретного нарушения, дело находится на рассмотрении в национальных судах, либо доступны иные механизмы правовой защиты, в частности, обращение в Европейский Суд по правам человека. Таким образом, предложение Совета о закреплении двух вариантов контроля за исполнением Конвенции в окончательный проект рекомендации профильного Комитета не вошло.

В качестве альтернативы специальный докладчик предложила создать платформу, аналогичную той, которая действует с 2014 года для журналистов. Платформа Совета Европы по содействию защите и безопасности журналистов не является контролирующим конвенционным механизмом; она прежде всего предназначена для «оперативного реагирования», сбора и распространения информации о нарушениях свободы СМИ и угрозах безопасности журналистов в государствах-членах Совета Европы.

Значение Рекомендации 2121 (2018) для российских адвокатов

Активные обсуждения Конвенции о профессии юриста в Парламентской Ассамблее в конце 2017 - начале 2018 гг. и принятие Рекомендации 2121 (2018) свидетельствуют о том, что появление международного договора о защите прав юристов является вполне видимой перспективой. Сложно предположить, сколько времени потребуется Комитету Министров для разработки текста Конвенции и принятия её государствами. Ещё более неоднозначным представляется вопрос о возможности участия России в этом международном договоре. Принимая во внимание масштабную реформу юридической профессии на национальном уровне, вопрос о соответствии тем стандартам, которые будут закреплены в Конвенции, остаётся открытым.

Тем не менее, отчёт профильного Комитета ПАСЕ представляет собой интересное, хоть и не исчерпывающее, обобщение проблем, с которыми сталкивается профессиональное сообщество в европейском регионе, а также даёт общее представление о приоритетных направлениях работы в сфере защиты прав адвокатов.


*Заметка была подготовлена для публикации в «Адвокатской газете» в рамках пилотного проекта Института права и публичной политики «Использование механизмов конституционного и международного правосудия для укрепления правозащитного потенциала российской адвокатуры». С августа 2017 года юристы Института осуществляют мониторинг нарушений профессиональных прав адвокатов и систематизацию практики Конституционного Суда и Европейского Суда по правам человека по отдельным вопросам защиты прав адвокатов. Кроме того, Институт проводит семинары для обсуждения отдельных аспектов судебного противодействия нарушениям прав адвокатов, а также on-line вебинары, посвященные анализу актуальной практики Конституционного Суда и Европейского Суда по правам человека.  

По общественно значимым делам, связанным с нарушением профессиональных прав адвокатов, Институт оказывает правовую помощь в оценке перспектив обращения в Конституционный Суд, Европейский Суд по правам человека и другие международные органы по защите прав человека, а также в выработке стратегии ведения таких дел.

Вы можете предложить своё дело для анализа и получения консультации, заполнив ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ ЗАПРОСА и отправив необходимые документы на адрес iduvks@mail.ru.

All Commentary

 
Stay in the Loop!
Periodicals
The Moot Court Competition on Constitutional Justice 'Crystal Themis'
The Moot Court Competition on Constitutional Justice
Gallery