Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
«Сравнительное конституционное обозрение»: научный журнал

№1 (128) 2019

Территориальные границы и границы конституционности: в тексте и контексте Постановления Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2018 года №44-П

Джагарян Армен Арменович – доктор юридических наук, советник коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнёры», Москва, Россия.

DOI: 10.21128/1812-7126-2019-1-107-121

Аннотация. Проведённая Конституционным Судом РФ в Постановлении от 6 декабря 2018 года №44-П проверка актов об утверждении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой вызвала широкую дискуссию. Высокая степень концентрации общественно-политических интересов в этом деле, связанном с устранением длительной неопределённости в вопросе о границах данных субъектов Российской Федерации, порождавшей сложные социальные проблемы и потенциальные угрозы межэтнических конфликтов, а также серьёзность обстановки, предшествовавшая вынесению дела на рассмотрение Конституционного Суда, позволяют охарактеризовать деликатность ситуации, в которой оказался Конституционный Суд. Категоричность высказанной ранее по тому же поводу позиции Конституционного Суда Республики Ингушетия обозначила возможную перспективу конфликта юрисдикций, который Конституционный Суд также был вынужден преодолевать. Конституционный Суд оказался перед непростой задачей соизмерить конституционные ценности демократической легитимности и территориальной определённости, а также прояснить пределы конституционно-судебного федерализма. Касающееся вопроса конкретно-региональных противоречий, Постановление имеет, безусловно, важное концептуально-методологическое значение для развития российского федерализма, включая его территориальные, организационные и юстиционные аспекты. В Постановлении подняты дискуссионные вопросы о соотношении категорий установления и изменения границ субъектов Российской Федерации, взаимосвязи государственно-территориальных и муниципально-территориальных преобразований, возможности и необходимости участия в процедуре установления границ субъектов Российской Федерации федеральных органов государственной власти и использования для целей установления этих границ института регионального референдума, о конституционных требованиях, предъявляемых к региональному законодательному процессу, о компетенции регионального конституционного правосудия в его соотношении с федеральным конституционным контролем. Обсуждая высказанные Конституционным Судом позиции, которые могут оцениваться неоднозначно, автор исходит из того, что сформированная Постановлением система конституционно-правовых координат определяет долгосрочные условия решения территориальных вопросов, которые в той или иной мере должны быть имплементированы в регулятивную и правоприменительную практику. В связи с этим Постановление подвергнуто анализу с ориентацией на его конструктивные социальные эффекты.

Ключевые слова: конституционное правосудие; федерализм; территориальное самоопределение; территориальное разграничение; местное самоуправление.

Библиографическое описание: Джагарян А. Территориальные границы и границы конституционности: в тексте и контексте Постановления Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2018 года №44-П // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. №1(128). С.107–121.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности