Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
«Сравнительное конституционное обозрение»: научный журнал

№2 (123) 2018

Материальные пределы изменения конституций постсоветских государств

Шустров Дмитрий Германович – кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия (e-mail: dg-shustrov@mail.ru).

DOI: 10.21128/1812-7126-2018-2-86-103

Аннотация. Конституция обладает свойством стабильности, для обеспечения которого устанавливаются пределы конституционных изменений. Такие пределы бывают формальными, связанными с усложнённой процедурой изменения конституции и временными периодами, когда изменение конституции невозможно, а также материальными, связанными с определением конституционных положений и/или принципов, изменение которых невозможно в рамках данной конституции. Данная статья посвящена сравнительно-правовому исследованию материальных пределов изменения конституции в пятнадцати постсоветских государствах: Азербайджане; Армении; Белоруссии; Грузии; Казахстане; Киргизии; Латвии; Литве; Молдавии; России; Таджикистане; Туркменистане; Узбекистане; Украине; Эстонии. В постсоветских государствах институту пределов изменения конституции изначально отводилась особая роль в обеспечении перехода этих стран от недемократии к демократии. Пределы должны были стать гарантией неповторения ошибок прошлого, не позволить прошлым «страхам» вернуться и стать явью, защитить конституционный правопорядок от превращения в неконституционный посредством конституционной процедуры. К сожалению, не всё задуманное воплотилось в жизнь в постсоветских государствах, конституции которых за четверть века претерпели изменения (подчас весьма значительные), а практика неумолимо скорректировала теорию. Во многих постсоветских странах изначальные конституционные «страхи» недемократии и концентрации власти, положенные в основу конституций, несмотря на закрепление в последних гарантий в форме пределов их изменения, фактически сменились своей противоположностью – неконституционными «страхами» политических элит потерять свою власть или поступиться какими-то частными интересами во имя общих целей и формирования подлинно демократического политического общения. Материальные пределы изменения конституции являются одним из способов придания жёсткости конституции и связаны с содержанием вносимых изменений. Они предполагают признание отдельных конституционных положений и/или принципов не подлежащими изменению или подлежащими изменению в особо усложнённом порядке (по сути, означающем их неизменяемость). В статье анализируется установление эксплицитных и имплицитных материальных пределов изменения конституций постсоветских государств, проводится различие между неизменяемыми конституционными положениями и неизменяемыми конституционными принципами.

Ключевые слова: пределы изменения; конституция; постсоветские государства; жёсткие и гибкие конституции; стабильность и динамизм; материальные пределы; эксплицитные и имплицитные материальные пределы; неизменяемые конституционные положения; неизменяемые конституционные принципы

Библиографическое описание: Шустров Д. Материальные пределы изменения конституций постсоветских государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. №2(123). С. 86–103.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности