Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
«Сравнительное конституционное обозрение»: научный журнал

№3 (124) 2018

Постсоветское суперпрезидентство

Уильям Партлетт – доцент Школы права Мельбурнского университета, Мельбурн, Австралия.

Профессор Партлетт выражает благодарность за полезные комментарии участникам международной конференции «Двадцать пять лет эволюции конституционализма в России и Восточной Европе: сравнительные параллели», организованной Институтом права и публичной политики 2–4 февраля 2018 года в Москве. Перевод с английского Лунёвой Екатерины Александровны.

DOI: 10.21128/1812-7126-2018-3-103-123

Аннотация. В статье утверждается, что преобладающая форма конституционного строя в бывших советских республиках не является полупрезидентской. Напротив, это четвёртый тип формального конституционного устройства власти: суперпрезидентский. Суперпрезидентство в исследованиях отличается от президентских и полупрезидентских систем по двум причинам. Во-первых, суперпрезидентские конституции предоставляют президенту право формирования и роспуска правительства и потому не могут считаться полупрезидентскими. Во-вторых, такие конституции наделяют президента широкими полномочиями по надзору и контролю (посредством роспуска и назначений) за законодательной властью. Соответственно, речь идёт о конституциях нового типа, появление которого на постсоветском пространстве оправдано потребностью в сильном президенте для решения основных экономических и политических проблем. Суперпрезидентство отрицает идею рассредоточения власти за счёт принципа разделения властей, который присутствует в трёх известных моделях конституционного устройства. В постсоветских странах государственная власть – результат псевдомонархической, независимой позиции президента как «главы государства» и «гаранта конституции» – включает в себя право президента влиять на законодательную власть путём назначения членов верхней палаты законодательных органов. Этот вывод важен по двум причинам. Во-первых, он пересматривает общепринятую идею о том, что полупрезидентство является основной формой конституционного правления в бывших советских республиках. Во-вторых, это свидетельствует о том, что многие постсоветские государства сознательно приняли новую конституционную структуру, которая отвергает западные концепции разделённого правительства. Вместо этого они приняли суперпрезидентскую форму, которая предоставляет обширную конституционную власть президенту, который затем сможет преодолеть сложности и координировать единое государство в разрешении постсоветских проблем.

Ключевые слова: конституционная структура; конституционная классификация; сравнительное конституционное право; суперпрезидентство; постсоветское пространство.

Библиографическое описание: Партлетт У. Постсоветское суперпрезидентство // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. №3(124). С.103–123.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности