Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
«Сравнительное конституционное обозрение»: научный журнал

№4 (125) 2018

Конституционные реформы в Италии: бесконечный поиск ускользающего результата

Васильева Татьяна Андреевна – доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник, и.о.заведующего сектором прав человека Института государства и права РАН, Москва, Россия.

DOI: 10.21128/1812-7126-2018-4-85-99

Аннотация. Итальянская Конституция, разработанная Учредительным собранием на основе достижения соглашения различных политических сил, вступила в действие в 1948 году в условиях противостояния двух крупнейших политических партий страны – христианских демократов и коммунистов. А в 80-х годах прошлого века вопросы реформирования Конституции были внесены в политическую повестку дня представителями Итальянской социалистической партии. В итальянском обществе существует консенсус в отношении того, что изменения необходимо вносить во вторую часть Конституции, регламентирующую устройство Республики, а первая её часть, посвящённая основным принципам и правам человека, в корректировке не нуждается. В XXI веке уже трижды проводились конституционные референдумы, предполагавшие внесение комплексных изменений в целую главу (2001) или часть учредительного акта (2006, 2016), в разработке которых активную роль играло правительство. Все предлагавшиеся проекты конституционных изменений были в той или иной мере ориентированы на повышение эффективности органов публичной власти, корректировку взаимоотношений государства и областей. Несмотря на то что вопрос о конституционной реформе включался в соглашения о формировании правительства и неоднократно поднимался президентами страны в посланиях палатам, а также были созданы необходимые структуры для успешной разработки и продвижения реформ, предпринятые усилия не принесли ощутимых результатов. Обращение к гражданам способствовало усилению «жёсткости» учредительного акта, поскольку позволило отклонить два конституционных проекта, одобренных парламентом страны. В определённой степени это было обусловлено тем, что представители правящего класса посредством внесения конституционных изменений пытались решать задачи преодоления политического кризиса в Италии, а в юридическом сообществе, традиционно активно вовлечённом в процесс разработки и продвижения конституционных реформ, существовали серьёзные разногласия в отношении методов их осуществления. Негативное влияние оказали и тактические просчёты правительства во время агитационной кампании 2016 года. Увязывание судьбы Совета министров с результатами конституционного референдума привело к тому, что большинство избирателей проголосовало против реформы только для того, чтобы отправить правительство в отставку.

Ключевые слова: конституция; поправки; референдум; конституционная реформа; Италия.

Библиографическое описание: Васильева Т. Конституционные реформы в Италии: бесконечный поиск ускользающего результата // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. №4(125). С.85–99.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности