Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
«Сравнительное конституционное обозрение»: научный журнал

№ 6(115) 2016. Ольга Гаврилова. Взаимосвязь с прокуратурой как особенность латиноамериканской модели омбудсмена: проблемы обеспечения независимости и эффективности

Гаврилова Ольга Андреевна – аспирантка факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

DOI: 10.21128/1812-7126-2016-6-123-134

Аннотация. В настоящее время тенденция активизации мягкого права наблюдается как в международном, так и в национальном праве, и распространение омбудсменов в мире – часть этого тренда. Поэтому данный институт является перспективным, а его исследование – актуальным. Для того чтобы потенциал омбудсмена раскрывался в полной мере, он должен быть независимым институтом. В некоторых латиноамериканских государствах институт омбудсмена входит в систему прокуратуры или объединён с ней в министерство. Статья посвящена анализу данного подхода к организации института омбудсмена, его достоинств и недостатков с точки зрения обеспечения эффективности деятельности омбудсмена как института мягкого права. Исследование этой проблематики проведено на примере Колумбии и Сальвадора, где использована данная модель. Сделан вывод о том, что сотрудничество прокуратуры и омбудсмена может быть обеспечено в условиях институциональной автономии омбудсмена от органов прокуратуры; результат же осуществления деятельности омбудсмена под руководством Генерального прокурора или объединение прокуратуры и омбудсмена в министерство создаёт механизмы зависимости омбудсмена не только собственно от прокуратуры, но и от исполнительной власти, что затрудняет выполнение основной задачи омбудсмена – защиты человека от незаконных и необоснованных действий должностных лиц государственного аппарата.

Ключевые слова: права человека; парламентский контроль; мягкое право; омбудсмен; прокуратура; латиноамериканские государства.

Библиографическое описание: Гаврилова О. Взаимосвязь с прокуратурой как особенность латиноамериканской модели омбудсмена: проблемы обеспечения независимости и эффективности // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. №6(115). C.123–134.


Organizational unity with the prosecutor’s office as a feature of Latin American ombudsman model: problems of ensuring the independence and effectiveness

Olga Gavrilova- Postgraduate student, Faculty of Law, National Research University – Higher School of Economics.

Abstract. This article provides an overview of the ombudsman in Colombia and El Salvador as a mechanism of the soft law that nowadays has a more broad understanding. Stepping up tendency of soft law is observed in the domestic law and the world spread of ombudsman is a part of that trend. Joint and served ombudsman’s work that based on collaboration is a valuable mechanism for resolving conflicts between the individual and the state. With an eye to the potential of ombudsman revealed in full, it is necessary to insure its independence. The article describes the aspects of the model when the ombudsman is merged or organization closely linked to the prosecutor’s office. A study of this issue conducted by the example of Colombia and El Salvador, where this model is used. These countries have a very high rate of crime, so it is possible that the association of human rights institutions can benefit in this situation. But the negative aspects manifested in the lack of independence of the General Prosecutor who is the part of administrative system from which the Ombudsman protects citizens. One more is a large number of complaints deviations on the violation of citizen’s rights by public authorities. The main line is given the arguments on why, in spite of the importance of their cooperation, should not fix the ombudsman on the same system with the prosecutor’s office, that takes place in Colombia and El Salvador. It is not consistent with its nature: in that case ombudsman is an integral part of a system in which citizens complain. Also this article provides an idea that searching and elimination of certain injustices by independent ombudsman entails a change in the whole state system.

Keywords: human rights; soft law; independence; ombudsman; prosecutor's office; Latin American states.

Citation: Gavrilova O. (2016) Vzaimosvyaz' s prokuraturoy kak osobennost' latinoamerikanskoy modeli ombudsmana: problemy obespecheniya nezavisimosti i effektivnosti [Interrelation with the prosecutor's office as a feature of Latin American ombudsman model: problems of ensuring the independence and effectiveness]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, no.6, pp.123–134. (In Russian).

References:

Alebastrova I.A. (2017) Stimuliruyushchie konstitutsionnye normy kak pravovaya osnova formirovaniya solidarnogo obshchestva [Stimulating Constitutional Norms as a Legal Basis for the Formation of Solidary Society]. In: Sovremennyy rossiyskiy konstitutsionalizm: problemy stanovleniya i perspektivy razvitiya [Contemporary Russian constitutionalism: the problems of formation and development], Moscow: Norma INFRA-M, pp.334–339. (In Russian).

Boyle A. (1999) Some Reflections on the Relationship of Treaties and Soft Law. International and Comparative Law Quarterly, vol.48, no.4, pp.901–913.

Constenla C.R. (2015) El defensor del pueblo en América Latina. Visioni LatinoAmericane è la rivista del Centro Studi per l'America Latina, no.12, pp.59–72.

Córdoba Triviño J. (1992) Procurador General de la Nación y Defensor del Pueblo en Colombia. En: La experiencia del Ombudsman en la actualidad, Cuidad de México: CNDH, pp.117–126.

Daza J.D. (2014) ¿Presidentes legislando? Las facultades legislativas en el presidencialismo colombiano 1991–2014. En: El presidente y el Congreso: Relaciones entre poderes en Colombia 1990–2014, Bogotá: Universidad del Valle, pp.77–123.

Deci E.L., Ryan R.M. (2000) The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior. Psychological Inquiry, vol.11, no.4, pp.227–268.

Dyomin A.V. (2016) Myagkoe pravo v epokhu peremen: opyt komparativnogo issledovaniya [Soft law in the era of change: experience of comparative study], Moscow: Prospekt. (In Russian).

Escobar Roca G. (ed.) (2008) Defensorías del Pueblo en Iberoamérica, Cizur Menor, Navarra: Thomson-Aranzadi.

Estrada A.J. (1994) El ombudsman en Colombia y México: Una perspectiva comparada, Cuidad de México: Universidad Nacional Autonoma de México.

Feldmen Y. (2011) The Complexity of Disentangling Intrinsic and Extrinsic Compliance Motivations: Theoretical and Empirical Insights from the Behavioral Analysis of Law. Journal of Law and Policy, vol.35, no.1, pp.11–51.

Gaona R.A. (2007) Sistema Presidencial o Presidencialismo Colombiano. Crisis de Gobierno o de Régimen? III Congreso Estudiantil de Derecho y Teoría Constitucional, Santiago de Chile: Aula Magna de la Facultad de Derecho de la Universidad de Chile, pp.1–21.

García Villegas M. (2002) Notas preliminares para la caracterización del Derecho en America Latina. El Otro Derecho, no.26–27, pp.13–49.

Gil Rendón R. (2001) El “ombudsman” en el derecho constitucional comparado, Cuidad de México: McGraw-Hill.

Gil-Robles A. (2004) Parlamentskiy kontrol' za administratsiey (institut ombudsmana) [Parliamentary control of the administration (ombudsman)], Moscow: Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy. (In Russian).

González Volio L. (2009) Los ombudsman en América Latina y su incidencia política. Revista IIDH, vol.49, pp.157–202.

Iráizoz M. (2012) La eficacia del Defensor del Pueblo en Iberoamérica. Expansión y caracterización como Institutes Nacionales, Madrid: Dykinson S.L.

Kyprianou D. (2010) Chapter 2. Comparative Analysis of Prosecution Systems. 2.2. The Role of Prosecution Services in Investigation and Prosecution Principles and Policies. In: Kyprianou D. The Role of Cyprus Attorney General's Office in Prosecutions: Rhetoric, Ideology and Practice, Berlin; Heidelberg: Springer, pp.24–32.

Lavin R. (1999) The relations between the Supreme courts and the parliamentary ombudsman in Sweden, Kyiv: European Commission for Democracy through Law.

Martínez R., Garrido A. (2000) Sistemas Mixstas de Gobierno de Tendencia Presidencial: Institut de Ciències Polítiques i Socials WP núm.184. Available at: http://www.icps.cat/archivos/WorkingPapers/WP_I_184.pdf?noga=1 (accessed 09.12.2016).

Pescador Zambrano J.D. (2012) Presidencialismo en Colombia: Atenuación, persistencia y agudización (1991–2010), Bogotá: Universidad Colegio Mayor de Nuestra Señora del Rosario.

Rowat D.C. (1997) A worldwide survey of ombudsmen: International Ombudsman Institute Occasional Paper No.60. Available at: http://www.theioi.org/downloads/bbde5/IOI%20Canada_Occasional%20Paper%2060_Donald%20Rowat_Worldwide%20survey%20of%20OM_1997.pdf (accessed 09.12.2016).

Trubek D.M., Trubek L.G. (2005) Hard and Soft Law in the Construction of Social Europe: The Role of the Open Method of Coordination. European Law Journal, vol.11, no.3, pp.343–364.

Tushnet M. (2016) Krest'yane s vilami i rabochie s tviterom: konstitutsionnye revolutsii i konstituiruyushchaya vlast' [Peasants with pitchforks, and toilers with Twitter: Constitutional revolutions and the constituent power]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, no.2, pp.15–31. (In Russian).

Uggla F. (2004) The Ombudsman in Latin America. Journal of Latin American Studies, vol.36, no.3, pp.423–450.

UK Essays (2013) The Institution of the Ombudsman Constitutional Law Essay. Available at: http://www.lawteacher.net/free-law-essays/constitutional-law/the-institution-of-the-ombudsman-constitutional-law-essay.php?cref=1 (accessed 09.12.2016).

Wuyts H. (2002) El ombudsman parlamentario, instrument natural de la promoción y protección de los derechos humanos: Conferencia presentada durante el VII Congreso Anual de la Federación Iberoamericana de Ombudsman (FIO), Lisboa, pp.60–62. Available at: http://historico.juridicas.unam.mx/publica/librev/rev/derhum/cont/58/pr/pr27.pdf (accessed 09.12.2016).

Zúñiga Urbina F. (1991) El ombudsman en las constituciones de Brasil y Colombia. En: El defensor del pueblo para la democracia, Santiago: Segundo Simposio Nacional del Ombudsman.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности