Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
«Сравнительное конституционное обозрение»: научный журнал

№6(127) 2018

Конституции как политическая страховка: формы и пределы *

Розалинд Диксон – профессор права юридического факультета Университета Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия;

Том Гинзбург – профессор права Лео Шпитца Чикагского университета, научный сотрудник Фонда американских адвокатов, США. Перевод с английского и редактура Храмовой Татьяны Михайловны.

*  © R.Dixon, T.Ginsburg, 2018. Oxford University Press and New York University School of Law. All rights reserved. For permissions, please e-mail: journals.permissions@oup.com.

Dixon R.Ginsburg T. The Forms and Limits of Constitutions as Political Insurance // International Journal of Constitutional Law. Vol.15. 2017. No.4. P.988–1012.

DOI: 10.21128/1812-7126-2018-6-13-35

Аннотация. Институт независимого конституционного контроля, как и конституция в целом, могут быть использованы политическими элитами, рискующими утратить власть, в качестве «политической страховки». В данной статье представлена типология рисков, в борьбе с которыми страховка может быть полезна, и проанализированы специфические институциональные последствия реакции политических элит на каждый вид риска. Авторы утверждают, что существуют как минимум три вида рисков, формирующих спрос на политическую страховку: риск утраты политической власти, риск персонального возмездия и риск ослабления влияния на формирование политического курса. Каждому из указанных видов соответствует определённая форма страховки с характерным для неё подходом к регулированию компетенции и состава органов конституционного контроля, а также доступа к правосудию. Авторы статьи также объясняют, почему страховка может быть устойчивой даже перед лицом политических перемен, и тем самым отвечают на принципиальную критику изначальной теории. Базовая идея состоит в том, что страховка более устойчива, когда является «двусторонней», то есть предусматривает взаимные обязательства сторон. Двусторонние страховые контракты предполагают конституционный «обмен» или торг с  оппозицией и создают как минимум у одной из сторон заинтересованность в защите институциональной независимости и беспристрастности судов, уполномоченных обеспечить исполнение условий контракта. Эффективность конституционной страховки зависит от того, насколько политическое большинство уважает ранее достигнутые конституционные договорённости, не изменяя и не отменяя их. Авторы указывают на роль органов конституционного контроля в поддержании эффективности страховки, состоящую в «умеренной» защите интересов доминирующих политических элит. В этом ракурсе статья создаёт общее представление о конституции как о реакции на политические риски и обозначает конкретные условия, при которых конституции способны достигать целей разработчиков по созданию эффективных механизмов политического страхования.

Ключевые слова: конституция; политическая страховка; типология политических рисков; конституционный суд.

Библиографическое описаниеДиксон Р., Гинзбург Т. Конституции как политическая страховка: формы и пределы // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. №6(127). С.13–35.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности