Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Украина. 26 апреля 2018 года Конституционный Суд Украины признал неконституционным Закон Украины от 6 ноября 2012 года № 5475-VI «О всеукраинском референдуме».

Нормативный акт, принятый в период президентства Виктора Януковича, стал объектом критики со стороны как оппозиции, так и международного сообщества ещё с момента его внесения в Верховную Раду Украины. После принятия закона в парламенте оппозиция в лице народных депутатов Сергея Саса и Николая Томенко выступила с проектом постановления народных депутатов «Об отмене решения Верховной Рады Украины о принятии в качестве закона проекта Закона Украины “О всеукраинском референдуме”», однако он получил поддержку лишь 17 депутатов из 276 присутствовавших на заседании. Спустя два года группа народных депутатов фракции «Блок Петра Порошенко» также попыталась отменить закон, выступив с соответствующей законодательной инициативой, которая также не встретила поддержки парламентариев.

Главным образом критика противников закона сводилась к тому, что он допускает проведение по народной инициативе общенационального референдума относительно текста новой Конституции или конституционных поправок, что входит в противоречие с действующим основным законом. Опасения украинской оппозиции разделила Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), указав в своём заключении, помимо прочего, что положения Закона в части перечня вопросов, которые могут быть вынесены на референдум по народной инициативе, не отвечают международным стандартам.

В декабре 2014 года 57 депутатов Верховной Рады обратились в Конституционный Суд Украины с обращением о проверке на соответствие Конституции как отдельных положений, так и в целом Закона Украины «О всеукраинском референдуме».

Конституционный Суд, рассмотрев обращение, признал Закон неконституционным как с точки зрения нарушения процедуры его принятия, так и с точки зрения его содержания.

Изучив материалы дела, Суд заключил, что принятие Закона сопровождалось нарушением конституционного требования об обязанности народных депутатов голосовать лично, которая следует также из текста присяги народного депутата и обусловлена представительской природой депутатского мандата. Кроме того, как отмечает Суд, законопроект не был рассмотрен на сессии соответствующего комитета Верховной Рады и не обсуждался на пленарном заседании Верховной Рады до голосования.

По мнению Конституционного Суда, указанные нарушения конституционной процедуры принятия закона носят грубый и системный характер, что является достаточным основанием для признания этого акта неконституционным. Однако Суд пришёл к выводу о необходимости проверки Закона на конституционность с содержательной точки зрения с учётом целей его принятия.

На основании пункта 1 части 3 статьи 3, а также части 3 статьи 15 Закона Украины «О всеукраинском референдуме» Суд заключил, что одна из целей данного акта – создание правовой основы для проведения по инициативе народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине всеукраинского референдума по вопросам одобрения новой редакции Конституции Украины, внесения изменений в Конституцию Украины, отмены, утраты силы или признания недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины.

Вместе с тем порядок внесения изменений в основной закон государства является предметом главы XIII Конституции Украины, положения которой не предусматривают возможности внесения изменений в основной закон путём проведения всеукраинского референдума по инициативе народа. Таким образом, как указал Суд, Верховная Рада шестого созыва путём принятия оспариваемого закона регламентировала правоотношения, которые являются предметом регулирования основного закона. При этом выбранные ею законодательные механизмы проведения всеукраинского референдума не согласуются с положениями Конституции Украины.

Ввиду установления неконституционности целей Закона Украины «О всеукраинском референдуме» и отдельных его положений Конституционный Суд пришёл к выводу, что акт полностью противоречит Конституции Украины и подлежит отмене.

назад
 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности