Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Великобритания. В своем решении 11 декабря 2013 года по делу Hodkin v. Registar Верховный суд Великобритании признал саентологию религией.

Заявитель желал заключить церковный брак, однако Церковь саентологии не может быть признана местом отправления культа, согласно Акту о регистрации мест отправления культа 1855 года (Place of Worship Registration Act). Более того, в соответствии с решением Апелляционного суда 1970 года по делу Segerdal саентология не может считаться религией, поскольку не предполагает исповедание веры в какого-либо бога (позиция лорда Деннинга) и отправление культа, сопоставимое с существующим в какой-либо из признанных религий.

Верховный суд пересмотрел эту позицию, признав саентологию религией, подлежащей государственной регистрации с целью обеспечения возможности торжественного заключения («освящения») религиозного брака. В прошлом саентология характеризовалась британскими судами как «губительный вздор», а Церкви саентологии было отказано в статусе благотворительной организации. В то же время она была признана в качестве некоммерческой организации.

Подобное решение не должно вызывать удивления в силу отсутствия очевидных оснований для исключения саентологии из числа религий, и поэтому нет причин отказывать саентологам в доступе к общественному благу, заключенному в возможности регистрируемых религиозных браков.

В решении по делу Segerdal (1970) лорд Деннинг (Lord Denning) заключил, что не может признать саентологию религией. Саентологию следовало считать философским учением. Позиция лорда Деннинга обусловлена теистическим пониманием религии, присущим иудео-христианской традиции: религия предполагает веру  в  существование  сверхприродного божества. Однако такой критерий не позволит признать в качестве религий признанные в таком качестве буддизм или джайнизм, относящиеся к дхармической традиции.

В своем решении Верховный суд отказался от теистического понимания религии. По словам лорда Таулсона (Lord Toulson), выразившего позицию большинства, оно предполагает слишком узкое определение, а его использование означало бы распространение конкретного (иудео-христианского) понимания на прочие системы верований и примеры религиозного опыта. Лорд Таулсон обозначил свое убеждение в том, что право не обладает достаточным инструментарием для формулирования правового определения религии, а лишь ее описания, ссылаясь на методологический опыт судов стран общего права (например, дело Malnak v. Yogi, рассмотренное в 1979 году Апелляционным судом 3-го судебного округа США), говорящий о нежелательности наделения какого-либо понятия четко обозначенным содержанием. Тем не менее лорд Таулсон убежден в возможности выделения (на основе опыта) некоторых признаков, характеризующих религию, которые могут выступать в качестве директив для разрешения конкретных дел с учетом культурного контекста. Придерживаясь подобной методологии, судья призвал отказаться от критерия, продиктованного иудео-христианским пониманием, в пользу сравнительного подхода.

В решении суда не было сформулировано правовое определение религии, для чего потребовался бы больший объем знаний в вопросах современных теологических, социологических и сравнительно-религиоведческих исследований. Верховный суд отказался от иудео-христианского в пользу социологического, эмпирического критерия, отвечающего требованиям плюрализма. Признание саентологии в качестве религии открывает возможности для новых религий, регистрации их мест отправления культа. Теперь регистраторы могут руководствоваться директивами, обозначенными в решении, а их решения могут быть обжалованы в суд.

В начале декабря 2013 года Правительство Шотландии объявило о намерении принять новую писаную конституцию. В ней планируется сместить акцент с вестминстерского парламентского  верховенства  на  принцип «суверенитета народа Шотландии», поскольку последний, по утверждению правительства, исторически был центральным в шотландской конституционной традиции.

На сегодняшний день известно лишь, что эта конституция не будет принята до проведения выборов в шотландский парламент, запланированных на 5 мая 2016 года. Пока неизвестен период ее подготовки, соответственно, нельзя предсказать и предварительную дату возможного ее обнародования.

Достаточно интересным является вопрос о том, что будет содержать новая конституция. Есть несколько предположений. Шотландское правительство предлагает довольно-таки обширный перечень конституционных изменений, например: равенство возможностей, право на жизнь, запрет дискриминации, право на получение государственных услуг, право на достойный уровень жизни, возможность свободной самореализации, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, запрет на ядерное оружие на территории Шотландии, наличие и закрепление  правового  положения  местного самоуправления, права в области здравоохранения, социального обеспечения, гарантии занятости, образования и профессиональной подготовки и некоторые другие. Среди них можно обнаружить и те, которые, по предположению правительства, смогут обеспечить независимость Шотландии. Однако есть сомнения в том, что этот перечень войдет в содержание новой конституции, так как правительство не предлагает сам проект. Более того, нет никакой уверенности и в том, что Шотландская национальная партия победит на выборах 2016 года. А если победит, то что будет представлять собой конституционное собрание, которое планируется к созыву этой партией для принятия новой конституции? Станет ли оно, как того хочет правительство, переговорной площадкой, где обычные граждане, политики, общественные организации, бизнесмены, местные органы  власти и т. д. смогут повлиять на содержание конституции? Или это будет нечто похожее на Конституционный Конвент 1989–1995 годов, объединивший в себе лишь представителей различных партий, общественных движений и церквей и известный тем, что годом позднее после его создания принял заявление о независимости Шотландии, документ, не имевший юридической силы, однако объединивший многих сторонников независимости Шотландии. А если конституция будет разработана, то каким образом она будет обнародована? Путем ратификации шотландским парламентом или посредством референдума?

назад
 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности