Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Грузия. 26 сентября 2017 года Парламент Грузии на внеочередном заседании принял в третьем чтении поправки к Конституции, закрепившие переход к парламентской форме правления.

Данное решение было принято большинством голосов (117 против 2) членов парламента, а 31 депутат воздержался от голосования. Поправки коснулись вопросов формирования Парламента Грузии, избрания главы государства, статуса судей Конституционного суда и Верховного суда, статуса прокуратуры и полномочий парламента по рассмотрению ежегодных отчётов прокуратуры о результатах её деятельности, а также статуса омбудсмена – Народного защитника Грузии.

Работа над проектом осуществлялась специально созданной парламентом Государственной конституционной комиссией, состав которой представлял интересы парламентского большинства, оппозиции, неправительственных организаций, а также органов государственной власти в лице представителей Президента Грузии, Совета национальной безопасности, правительства, высших органов судебной власти – Конституционного суда и Верховного суда.

Принятые парламентом изменения устанавливают переход о смешанной избирательной системы, предусматривавшей избрание 77 членов парламента по партийным спискам и 73 членов – из числа выдвинутых кандидатов тайным голосованием, к пропорциональной избирательной системе, в рамках которой парламентарии будут избираться исключительно по партийным спискам. При этом проходной барьер в законодательный орган был снижен с 5 до 3 процентов. Распределение нераспределённых по итогам выборов мандатов будет осуществляться по принципу, согласно которому приоритет при предоставлении мандатов отдаётся одной партии, получившей больше всех голосов на выборах. Ранее нераспределённые мандаты делились между партиями, прошедшими пятипроцентный заградительный барьер пропорционально полученному числу голосов.

Избрание Президента Грузии, согласно новому порядку, предполагает формирование избирательной комиссии в составе 300 избирателей, включая членов парламента, высших представительных органов автономных республик Абхазии и Аджарии и иных избирателей, назначенных соответствующими политическими партиями представительных органов местного самоуправления. Решение об избрании президента принимается квалицированным большинством в 2/3 голосов членов избирательной комиссии. Проведение первых косвенных президентских выборов запланировано на 2024 год в условиях функционирования парламента, сформированного по новой пропорциональной избирательной системе. Согласно позиции Венецианской комиссии, представленной во Мнении по проекту Конституции от 16–17 июня 2017 года, переход к косвенной избирательной системе не должен приводить к выбору кандидата, представленного парламентским большинством; решающим фактором, гарантирующим нейтральность и беспристрастность избирательной системы, является политический плюрализм.

Согласно закреплённым в новой редакции Конституции переходным положениям, очередные выборы в парламент в 2020 году будут организованы по системе, действующей до внесения изменений, при этом проходной барьер в законодательный орган для партий составит 3 %. Избрание Президента Грузии в 2018 году на шестилетний срок будет осуществляться непосредственно населением.

Существенные изменения внесены в положения, регламентирующие процедуру вынесения Конституционным судом решения о признании не соответствующими Конституции норм, регулирующих референдум и выборы, и выборов, проведённых или подлежащих проведению на основании этих норм. По новой редакции конституции вынесенное решение должно быть принято судьями единогласно в срок не позднее 7 дней со дня официального опубликования результатов выборов, что, по мнению Венецианской комиссии, является значительным ограничением полномочий Суда по осуществлению конституционного контроля.

Нововведения содержат нормы об увеличении срока полномочий Народного защитника Грузии и установлении квалифицированных процедурных требований при его назначении: в отличие от действовавшего ранее порядка избрания омбудсмена большинством голосов полного состава Парламента Грузии сроком на 5 лет, новые положения предусматривают его избрание квалифицированным большинством в 3/5 голосов членов парламента на 6-летний срок.

Согласно итоговой позиции Венецианской комиссии, проведённая конституционная реформа завершает эволюцию политической системы Грузии в сторону парламентской системы и представляет собой, несмотря на наличие замечаний в отношении некоторых изменений, позитивный шаг на пути к консолидации и совершенствованию конституционного порядка страны на основе принципов демократии, верховенства права и защиты основных прав.

 

 

назад
 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности