Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Великобритания. 24 января 2017 года Верховный суд Великобритании поддержал решение Высокого суда Лондона и запретил Правительству самостоятельно объявлять о выходе страны из Европейского Союза (ЕС).

В основание иска группы граждан против Правительства был положен аргумент о том, что выход страны из ЕС возможен только после одобрения Парламентом данного решения. Статья 50 Договора о Европейском Союзе (Лиссабонский договор) требует от государства, желающего покинуть объединение, «соблюдения собственных конституционных требований». При этом Правительство по итогам референдума, прошедшего в июне 2016 года, решило, что обладает прерогативой в подготовке резолюции по выходу Великобритании из Евросоюза. В рассматриваемом деле содержался также дополнительный вопрос о необходимости консультации Правительства Великобритании с Северной Ирландией перед началом процедуры выхода из Евросоюза.

Верховный суд Великобритании (далее – Суд) решил 8 голосами против 3, что апелляция, поданная премьер-министром на решение Высокого суда Лондона, подлежит отклонению. Парламент обязан принять решение о выходе из Евросоюза до резолюции Правительства. Консультации с Северной Ирландией не являются обязательными. В основании решения Суда лежали следующие аргументы. Во-первых, законы ЕС давно стали частью национального правопорядка и имеют верховенство над национальным правом. Выход из Евросоюза означает отказ от части национального права и вызывает необходимость в проведении Парламентом объёмной работы по заполнению правовых пробелов. Во-вторых, выход из ЕС влечёт за собой существенные изменения в правовом статусе резидентов Великобритании. В-третьих, стоит отличать правовой эффект выхода страны из соглашений, заключённых в рамках Союза, от масштабных изменений в правовой системе при полном выходе из состава ЕС. Такой фундаментальный шаг требует участия Парламента. Подотчётность Правительства Парламенту не является равноценной заменой процедуре, где принятие решения изначально принадлежит Парламенту, а не Правительству. В-четвёртых, референдум 2016 года имеет большое политическое значение, но его правовые последствия могут быть определены только Парламентом. Правительство при этом признаёт, что резолюция Палаты общин от 7 декабря 2016 года, призывающая его направить подтверждение о выходе из ЕС, является актом политическим, а не правовым. В-пятых, конституционный статус Северной Ирландии не будет изменён при выходе Великобритании из Евросоюза, издание специального акта о передаче полномочий Северной Ирландии не требуется. 

По итогам принятого Судом решения Парламент Великобритании 1 февраля 2017 года в первом чтении одобрил законопроект о выходе из ЕС (498 голосов против 114), а Правительство опубликовало финальный вариант «Белой книги» – программы по выходу из Евросоюза. Ожидается, что переговоры с ЕС об оформлении выхода Великобритании из его состава займут период до двух лет.

 

назад
 
Быть в курсе!
Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи