Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Италия. 4 декабря 2016 года в Италии состоялся референдум по вопросу о внесении изменений в Конституцию страны. Необходимость проведения очередного всенародного голосования была продиктована главным образом стагнацией итальянской экономики и финансовым кризисом, которые стали результатом паралича властных институтов и политической нестабильности. С момента принятия Конституции Италии 1947 года этот конституционный референдум – третий по счёту после прошедших в 2001 и 2006 годах.

Сегодня итальянская парламентская система является одной из наиболее неприспособленных для решения стратегических задач – общее количество парламентариев составляет 952 человека, заседающих в двух равноправных палатах: Палате депутатов и Сенате. Принятие законопроекта, и в том числе любых правок, внесённых в него в ходе обсуждения, требует одобрения обеих палат. Это приводит к тому, что в ходе затяжных переговоров парламентарии не могут достигнуть согласия в отношении той или иной инициативы и принять законопроект большинством голосов.

В 2014 году для выхода из сложившегося кризиса Премьер-министр Италии Маттео Ренци при поддержке возглавляемой им Демократической партии предложил законопроект, предусматривающий внесение ряда глобальных изменений в Конституцию страны. Краеугольным камнем инициативы стало реформирование парламентской системы. Предлагалось перераспределить полномочия палат парламента в пользу Палаты депутатов: волеизъявлению Сената придавался рекомендательный характер, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законопроектом. Число сенаторов предполагалось снизить с 315 до 100, бо́льшая часть из которых должна была быть представлена региональными советниками и мэрами.

Законопроектом также предусматривалось перераспределение полномочий центра и регионов страны: у регионов была бы изъята часть полномочий, а Палата депутатов получила бы право осуществлять регулирование вопросов, входящих в компетенцию региональных властей при необходимости «защиты юридического и экономического единства Республики или её национальных интересов».

Ряд изменений касался и некоторых вопросов непосредственной демократии: предлагалось увеличить количество подписей, необходимых для проведения референдума по инициативе граждан (с 500 000 до 800 000) и для реализации их правотворческой инициативы (с 50 000 до 150 000).

Законопроект включал в себя также некоторые точечные изменения: сокращение расходов на содержание политических институтов, упразднение Национального совета по экономике и труду. Коррективам подверглись процедуры избрания президента и судей Конституционного суда. 

По мнению сторонников реформы, новеллы сделали бы управление страной более эффективным, позволяя упростить порядок принятия законов, перераспределить полномочия в пользу центра и укрепить позиции исполнительной власти, что могло бы помочь избежать избежать ставшей уже привычной для страны «чехарды премьеров». Тем не менее, проведение кампании сопровождалось активной критикой инициативы, которая объединила оппозиционные силы страны как левоцентристской, так и правоцентристской направленности, а также евроскептиков. Противники проведения реформ утверждали, что они недемократичны, создают угрозу концентрации власти в руках правительства, не обеспечивают региональное представительство и ещё глубже втягивают страну в европейскую интеграцию, по отношению к которой многие настроены весьма скептически.  

Поскольку в результате рассмотрения в парламенте инициатива не набрала квалифицированного большинства голосов, необходимого для её принятия, данный проект был вынесен на всенародное голосование, как того требует статья 138 Конституции Италии.

Граждане приняли активное участие в референдуме – их явка на избирательные участки составила 65,47%. Большинство итальянцев, а именно, 59,11% от общего числа участвовавших в референдуме граждан, отклонили проект изменений в Конституцию Италии. За проведение реформы высказались, в свою очередь, 40,89% участников референдума. Таким образом, сторонники реформ потерпели поражение.

Представители оппозиции, в частности, лидеры партий «Лига Севера» и «Движение 5 звёзд» обвинили власти в допущении грубых нарушений в ходе проведения референдума. Наблюдатели указывают на то, что им не был обеспечен немедленный доступ в помещение для подсчёта голосов после доставки бюллетеней из-за границы, а избиратели утверждают, что знаки, нанесённые предназначенными для голосования пишущими средствами, легко стирались обычным ластиком. Однако ни одно из нарушений не было официально подтверждено МВД Италии.

Премьер-министр Италии Маттео Ренци, главный идеолог конституционной реформы, ушёл в отставку после подведения итогов голосования по вопросу внесения изменений в Конституцию. Президент назначил на его место Паоло Джентилони, ранее занимавшего должность министра иностранных дел, который, в свою очередь, завершил формирование Совета министров: его новый состав практически полностью повторяет состав правительства Ренци и преследует цель довести до конца уже начатые им реформы. 

назад
 
Быть в курсе!
Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи