Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

16.05.2016 Комментарий Кирилла Коротеева практики Верховного Суда РФ по административным делам

Кирилл Коротеев - магистр права (университет Сорбонны), юридический директор Правозащитного центра «Мемориал», ответственный за ведение дел в Европейском Суде по правам человека. 

Резюме

В течение почти тридцати лет с получения еще советскими судами полномочий по контролю за законностью действий, решений и нормативных актов исполнительной власти Верховный Суд РФ разработал развитый инструментарий судебной оценки правомерности актов администрации. Он отстоял полномочия по контролю законности постановлений Правительства от неоднократных посягательств на них со стороны Конституционного Суда, хоть и уступил последнему в вопросах конституционности федеральных законов и конституций (уставов) субъектов РФ. Помимо проверки процедуры принятия нормативных актов и строгого соответствия вышестоящим нормам, Верховный Суд развил контроль конвенционности, контроль правовой определенности и фактической обоснованности нормативных актов, а также приступил к формированию контроля пропорциональности.

Однако этот развитый инструментарий контроля нормативных актов не был перенесен Верховным Судом РФ на контроль индивидуальных актов, действий, решений исполнительной власти. Даже с введением права кассационного обжалования решений нижестоящих судов в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, последняя, как и при осуществлении надзорного производства, слушает лишь единичные дела, в основном в сфере недвижимого имущества, земельного кадастра или соблюдения процессуальных норм. При кассационном рассмотрении дел международные нормы если и применяются, то либо в спорах между государственными органами, либо для обоснования правомерности действий администрации и неправомерности претензий индивида. Кассационным определением от 2 июля 2014 г. долго вырабатывавшиеся в судебной практике критерии контроля законности действий исполнительной власти были разрушены: Верховный Суд РФ признал, что при принятии административного акта были грубо нарушены пределы компетенции органа исполнительной власти и процедура принятия акта, но акт был признан законным, потому что судьи были согласны с принятым исполнительной властью решением.

8 апреля 2016 года на вебинаре, проводимом Институтом права и публичной политики, была проанализирована практика Верховног Суда Кириллом Котротеевым. Подробности здесь

Мнение автора может не совпадать с мнением Института права и публичной политики

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности