Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

11.04.2019 СПЧ поддержал жалобы в Конституционный Суд в защиту прав реабилитированных жертв политических репрессий

Совет по правам человека направил соответствующее письмо Председателю Конституционного Суда Валерию Зорькину.

В марте юристы Института права и публичной политики Григорий Вайпан и Наталия Секретарёва подготовили и подали в Конституционный Суд России жалобы от имени трёх реабилитированных жертв политических репрессий – Алисы Мейсснер, Елизаветы Михайловой и Евгении Шашевой. Их родители жили в Москве, но были репрессированы и высланы в 1930–1940-е годы.

Как дети, родившиеся у репрессированных родителей в высылке или на спецпоселении, заявительницы оспаривают статью 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряд положений Закона города Москвы об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения. Эти взаимосвязанные положения блокируют их право вернуться для проживания в тот город, где их родители жили до репрессий. Мы подробно писали о доводах жалобы в Конституционный Суд ранее.

Статья 13 Закона о реабилитации 1991 года закрепляет право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населённые пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении. До 2005 года первоначальная редакция статьи 13 Закона о реабилитации предоставляла реабилитированным лицам право на первоочередное предоставление жилья. Однако, согласно действующей редакции статьи 13, обеспечение реабилитированных лиц жильём отдано на откуп российским регионам — такие лица «принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации». В результате ни в одном российском регионе первоочередное предоставление жилых помещений реабилитированным лицам не сохранилось, зато появились различные дополнительные ограничения, которые блокируют право реабилитированных вернуться в родной город. Так, по Закону города Москвы они должны проживать в столице 10 лет; жить на площади меньше учётной нормы; не иметь другого жилья в собственности.

На днях Совет по правам человека поддержал заявительниц, направив соответствующее письмо Председателю КС России Валерию Зорькину: «Совет считает необходимым поддержать эти жалобы, учитывая их общественную и нравственную значимость».

Совет отмечает, что цель Закона о реабилитации жертв политических репрессий – восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Но существующие и указанные в жалобах в КС правовые ограничения противоречат этим целям.

Только статья 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий позволяет им вернуться домой. Несмотря на то, что статья 16.1 этого же закона закрепляет за ними право возвратить конфискованное имущество или получить за него компенсацию, сумма таких компенсаций на практике не превышает 10 000 рублей. Более того, возможность её получения ограничена во времени – на данный момент практически никто из реабилитированных лиц не может на неё рассчитывать.

Постановка же таких лиц на жилищный учет в обычном или первоочередном порядке не может возместить понесённый ими ущерб. «Жертвы политических репрессий являются людьми преклонного возраста, и, стоя в общей очереди, они просто не дождутся жилых помещений. По имеющимся сведениям, в городе Москве очередники получают жилые помещения в среднем более чем через 30 лет после их принятия на жилищный учёт», – поясняется в письме.

Совет напоминает, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект о внесении изменений в Закон о реабилитации. Поправками предусматривается право реабилитированных на первоочередное получение жилья. Однако СПЧ предупреждает, что даже в случае принятия законопроект не решит проблему. Даже если такой механизм будет предусмотрен, он всё равно предполагает длительное ожидание в очереди. «Соответственно, лишь внеочередной порядок предоставления жилых помещений может обеспечить реальное возмещение вреда жертвам политических репрессий», – подчеркивает Совет. Различие между внеочередным и первоочередным порядком предоставления жилых помещений состоит в том, что вне очереди жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно.

Также в письме отмечается, что удовлетворение Конституционным Судом жалоб заявительниц не повлечёт за собой дополнительных расходов для страны, поскольку статья 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий уже закрепляет их право на получение жилых помещений, а значит и выделение бюджетных средств на эти цели. Учитывая значительное время, прошедшее со времени политических репрессий советского периода, число таких лиц постоянно и необратимо сокращается.

«При этом защита прав политических репрессий имеет ключевое значение для Российской Федерации… Справедливая компенсация жертвам советского террора является фундаментом для построения демократического общества, основанного на верховенстве права и ценности человеческой личности», – подчеркнул СПЧ, выразив готовность представить в КС экспертное заключение в порядке amicus curiae и направить своего представителя.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности