Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
Конституционная юстиция и налоговый кодекс в России (2005-2006)

Проект проводится делегацией Комиссии Европейского Союза в рамках Программы политического консультирования в России с целью развития правильного применения и интерпретирования налогового кодексе и других законов в России в соответствии с конституционным правом. Инициатором и главным бенефициаром проекта является Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционный Суд назначил Институт права и публичной политики своим представителем в процессе реализации проекта. Главной целью проекта является сравнительный анализ практики конституционных судов зарубежных стран по вопросам налогообложения, который будет проведен группой европейских экспертов.

Участники проекта

Группа экспертов, участвующих в проекте, включает:

  • Луиджи Мелика – руководитель группы экспертов
  • Синиша Родин – эксперт
  • Ирина Калинина – местный эксперт

Цели проекта

Главной и непосредственной целью проекта является достижение последовательности в толковании права в части применения налогового кодекса. Такое толкование является гарантией сохранения равенства всех перед законом – основного права, закрепленного Российской Конституцией.

Задачи, которые поставлены перед группой экспертов проекта для достижения указанной цели, включают:

  • Подготовка описания процесса рассмотрения жалоб налогоплательщиков к налоговым органам в странах – членах Европейского Союза и за его пределами.
  • Сравнительный анализ толкования налоговых кодексов в различных Европейских странах (Австрии, Федеративной Республике Германия, Италии и других). В сферу анализа входит практика толкования, осуществляемая конституционным судом, коммерческим судом или административным органом. В анализе также будет рассмотрено, как полномочия по толкованию налогового кодекса распределены между этими органами в разных странах.
  • Взаимодействие с соответствующими органами по выявлению недостатков в системе нормативных актов в целях четкого определения обязанностей налогоплательщиков и ограничений, наложенных на налоговые органы, по применению соответствующих законов.
  • В случае возможности, группа экспертов предложит изменения в законодательство, которые смогут улучшить практику применения налогового законодательства государственными органами в соответствии с принципами справедливости и равенства.
  • Планируется проведение двух круглых столов с участием европейских экспертов, посвященных обсуждению различных аспектов толкования налоговых кодексов.
  • В рамках проекта будут переведены на русский язык некоторые решения из практики конституционных судов стран – членов Европейского Союза.

Предпосылки проекта

Конституционный Суд является первым судебным органом конституционного контроля в истории России. Суд был создан и начал свою работу в 1991 году. В октябре 1994 года функции и юрисдикция Суда были существенно изменены законом о Конституционном Суде Российской Федерации. В соответствии с принципом разделения властей, Суд входит судебную власть, которая является независимой и не подчиняется исполнительной или законодательной власти. И хотя Суд – часть судебной власти, он обладает определенной спецификой. Конституционный Суд не входит в систему общих судов и не выполняет функции кассационной, апелляционной или надзорной инстанции по отношению к судам общей юрисдикции. Он решает дела, основываясь исключительно на Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд решает только вопросы права и воздерживается от исследования фактов во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или других органов. Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на пятнадцать лет. Судьи несменяемы. Суд принимает решения большинством голосов.

Проблемы, возникающие в процессе применения налоговых законов, становятся в России все более значимыми. Такая значимость основывается на том факте, что налог является основным предметом диалога между Российским государством и частными лицами. Из этого следует, что правильное применение и толкование законодательства налоговыми органами без предвзятости и предпочтений касательно платежей является основой для доверия между государством и частным сектором. Из этого также следует, что частные лица несут одинаковые обязанности перед государством по уплате налогов. Все стороны с этим согласны, но увеличивающийся поток жалоб налогоплательщиков продолжает загружать Конституционный Суд. Более половины дел, находящихся сейчас в производстве Суда, касаются жалоб на нарушение Конституции налоговыми органами. По крайней мере половина этих жалоб связана с неопределенностью обязанностей государственных органов. И, чтобы налоговые органы от лица государства могли соблюдать закон, в интересах всех сторон – снизить неопределенность до минимума. Соответственно, в интересах государства достигать оптимизации налоговых правоотношений, а для этого необходимо предотвращать нарушения налоговой системы.
Ключевым положением большинства жалоб является положение статьи 57 Конституции России, которая гласит: «Каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют».

Но существуют и другие нарушения, связанные с толкованием закона и подзаконных актов Федеральной налоговой службы. Типичной проблемой, в связи с которой подаются жалобы, является несоблюдение конституционных прав граждан и юридических лиц государственными органами при исполнении своих обязанностей. Количество жалоб настолько возросло, что это привело к необходимости разъяснения конституционных обязанностей налогоплательщика и того, как Конституция влияет на применение правовых норм.

Существует целый ряд заинтересованных сторон в этом процессе, включая Высший Арбитражный Суд – как орган обжалования, Министерство финансов и Федеральная налоговая служба – со стороны исполнительной власти; и не в последнюю очередь – граждане. Главная цель – истолковать закон и создать предпосылки для его применения в соответствии только с этим толкованием.

Ожидаемые результаты

Главным результатом проекта должен стать отчет, содержащий информацию по проведенным работам и отражающий результаты анализа. Отчет будет содержать:

  • Описание компетенции Конституционного Суда, закрепленной в законодательстве и доктрине. Акцент будет сделан на отношении Суда с другими органами в соответствии со статьей 125 Конституции.
  • Определение налогового права с конституционной точки зрения. Российское налоговое право от конституционного до федерального и муниципального уровня. Роль и функции Конституционного Суда в выявлении конституционного смысла налогового законодательства.
  • Описание конституционных принципов, влияющих (посредством жалоб и последующих решений) на налоговое право, а также типичные решения Суда.
  • Сравнение. Объяснение причин, определивших выбор правовых систем, с которыми проводилось сравнение. Краткое описание моделей конституционного правосудия в зарубежных странах и определение места в классификации российской модели.
  • Определение юридического критерия разрешения налоговых дел на конституционной основе, используя сравнительный метод. Перевод на русский язык некоторых относящихся к этому вопросу решений.
  • Нахождение главных недостатков российской системы с помощью сравнительно-правового анализа.
  • Итоговые рекомендации.
 
Быть в курсе!
Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи