Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Основные права и свободы в новой, проблемно-ориентированной методике преподавания конституционного права в России (2000-2002)

Проект осуществлялся в период с мая 2000 года по сентябрь 2002 года

Центрально-Европейским университетом (г. Будапешт)

совместно с

  • Институтом права и публичной политики (г. Москва)
  • Юридическим факультетом Воронежского государственного университета
  • Юридическим факультетом Петрозаводского государственного университета
  • Юридическим институтом Иркутского государственного университета

при поддержке

  • Мегапроекта по развитию образования в России Института «Открытое общество» (Россия)

Разработанный как часть долгосрочного проекта, нацеленного на реформирование методики преподавания курса конституционного права путем разработки и предложения к внедрению на юридических факультетах и юридических вузах России новой модели обучения по данной дисциплине, проект «Основные права и свободы в новой, проблемно-ориентированной методике преподавания конституционного права в России» был реализован Центрально-Европейским университетом при содействии Института права и публичной политики.

Стартовым и центральным пунктом в создании новой методики юридического образования в России в целом, и в области конституционного права в частности, разработчиками проекта видится развитие аналитического, нацеленного на решение проблем мышления, поскольку наиболее адаптированным к постоянному развитию правовой системы является проблемно-ориентированное образование. Юрист также должен не только знать само право, но и быть способным критично его оценивать с точки зрения правового государства и в соответствии с его основными ценностями.

Цель проекта
–  разработка и внедрение принципиально нового по своей методике и содержанию для российского юридического образования раздела «Основные права и свободы» как части курса конституционного права преподавателями партнерских юридических факультетов российских университетов при содействии Центрально-Европейского университета (ЦЕУ) и сформированной им группы экспертов. В результате данные юридические факультеты станут ресурсными центрами по распространению курса и положенной в его основу методики.

Достижение указанной цели обеспечивается путем решения двух комплексных задач:

  • обучение преподавателей конституционного права партнерских российских университетов разработке и применению новой проблемно-ориентированной методики преподавания конституционного права;
  • совместное создание и внедрение курса «Основные права и свободы» путем написания и издания специализированного пособия, которое будет служить моделью для применения проблемно-ориентированной методики при преподавании и других разделов конституционного права в России.

Эксперты и участники проекта

В проекте участвуют преподаватели конституционного права юридических факультетов, являющиеся авторами разрабатываемого пособия:

Воронежский государственный университет
Д. ю. н, профессор Т. Д. Зражевская, доцент В. А. Мальцев
Петрозаводский государственный университет
Декан юридического факультета С. Н. Чернов, ст. преподаватель И. Н. Сухова
Юридический институт Иркутского государственного университета
Д. ю. н, профессор Н. Э. Шишкина.

Научное и методическое содействие в освоении проблемно-ориентированной методики преподавания и разработке пособия оказывает группа старших зарубежных и российских экспертов:
проф. А. Бланкенагель (Университет им. Гумбольдта, Берлин),
проф. Л. Гарлицкий (судья Конституционного Трибунала Польской Республики),
проф. А. Шайо (Центрально-Европейский университет, Будапешт),
проф. д. ю. н. М. С. Саликов (Уральская юридическая академия),
проф. д. ф. н. А. Н. Медушевский (Высшая школа экономики)
при содействии младших экспертов – К. Райтемайера, Р. Уитц, К. Шайха.

Направления деятельности в рамках проекта

Деятельность в рамках проекта производится по следующим параллельным направлениям:

  • освоение российскими преподавателями конституционного права новой проблемно-ориентированной методики преподавания во время интенсивных индивидуальных тренингов по обучению самостоятельной разработке отдельных блоков курса, при проведении совместных со всеми участниками проекта рабочих встреч, апробации промежуточных результатов проекта, при создании модели проблемно-ориентированного курса, а также при работе над готовящемся пособием;
  • разработка модели проблемно-ориентированного курса, которая позволит, на ее основе, создать подобные курсы по другим блокам конституционного права (например, разделение властей, федерализм и т. д.);
  • работа над созданием пособия по основным правам и свободам.

Учебное пособие

Создаванное при непосредственной работе каждого автора с российским и зарубежными экспертами пособие (условное название «Конституционные права в России: дела и решения») представляет собой уникальный в своем роде учебный и научный материал по одному из разделов курса конституционного права – основным правам и свободам человека. Данное пособие состоит из двух разделов, каждый из которых представляет один из используемых методов в преподавании основных прав (метод дедукции и метод аналогии). В раздел, разработанный на основе дедуктивного метода, вошли право на свободу совести, право на свободу передвижения, право на частную собственность и право на судебную защиту. Во второй раздел вошли различные аспекты права на свободу слова и право на тайну телефонных переговоров.

Для удобства запоминания студентами тех или иных проблем параграфы названы по фамилиям истцов.

В рамках каждой главы дается анализ одного российского конституционного дела с различными вариантами возможной аргументации и решений поставленных правовых вопросов, обозначить существующие теоретические концепции отдельных прав и свобод, привести извлечения из аналогичных дел в зарубежной судебной практике и примененную при их разрешении аргументацию, дать сравнительный анализ данных категорий дел и показать возможные варианты их решений. Для подготовки сравнительно-правовых частей глав пособия (подготовки необходимых извлечений из судебных решений) был осуществлен перевод отдельных решений Европейского суда по правам человека, Верховного Суда США, Конституционного суда Германии и других судов, касающихся проблематики глав пособия.

Этапы реализации проекта

Предварительная (рабочая) встреча участников проекта, организованная Мега-проектом по развитию образования Института «Открытое Общество», Москва, состоялась 8 – 12 декабря 1999 года на факультете Legal Studies Центрально-Европейского университета (Будапешт), в которой приняли участие деканы и заведующие кафедрами юридических факультетов девяти российских региональных университетов, группа российских экспертов (Н. Варламова, Н. Иванов, А. Медушевский, М. Саликов) и профессора Центрально-Европейского университета (А. Шайо, А. Бланкенагель, Л. Гарлицкий). По ее результатам в проект отобраны три региональных университета/юридических вуза. Такими факультетами стали юридические факультеты Воронежского и Петрозаводского государственных университетов, а также Юридический институт Иркутского государственного университета.

1 этап (Разработка)освоение новой методики преподавания и разработка структуры планируемого пособия.

На проведенной на данном этапе рабочей встрече, состоявшейся в мае 2000 года в Будапеште (Венгрия), частниками проекта – представителями региональных вузов совместно с группой экспертов, было выделено несколько фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, проведен подбор судебных решений по данным правам и свободам как из практики российских судов, так и из зарубежной практики.

2 этап (Проектирование)создание первой рабочей версии пособия.

Данный этап имеет три стадии. На первой – во время состоявшейся в октябре 2000 года в Москве четырехдневной встречи российские профессора совместно с экспертами ЦЕУ участвовали в проектировании гипотетических практических дел, подлежащих рассмотрению в рамках конституционного судопроизводства. Они обозначили набор гипотетических вопросов и возможных решений проблем и дел, сформулированных на предыдущей встрече и предназначенных для помощи студентам самостоятельно приходить к правильным ответам. Ответы на эти вопросы будут моделировать возможные решения данных проблем реальным Конституционным Судом.

На второй стадии, в период с февраля по март 2001 года, при непосредственной работе авторов с конкретными зарубежными экспертами в рамках рабочих сессий в Будапеште, Варшаве и Берлине были в окончательном виде сформулированы фабулы дел, положенных в основу каждого параграфа; произведена адаптация для целей пособия постановлений Конституционного Суда РФ и региональных конституционных (уставных) судов; сформулированы соответствующие теоретические концепции отдельных прав и свобод на основе материалов, представленных российскими экспертами, а также самостоятельно отобранных авторами. Во время рабочих заседаний были также обозначены конституционные проблемы, подлежащие обсуждению в анализе – составной части каждого параграфа, которая будет содержать, помимо прочего, различные варианты возможной аргументации и решений поставленных конституционно-правовых вопросов. Параллельно был осуществлен перевод решений зарубежных судов (Европейского суда по правам человека, Верховного Суда США, Конституционного Суда Германии и др.) отобранных экспертами для включения в качестве сравнительно-правового материала в главы пособия.

На третьей стадии, в период с апреля по сентябрь 2001 года, проведена работа по завершению разработки параграфов и созданию первой версии пособия, готовой к апробации на следующем этапе проекта.

3 этап (Воспроизведение/показательное занятие) апробация результатов проекта – проведение занятий с использованием материалов пособия, новой методики.

Апробация результатов проекта состоялась в период с 29 сентября по 4 октября в Центрально-Европейском университете в г. Будапеште, где преподаватели-авторы пособия совместно с зарубежными экспертами провели серию занятий для российских студентов, обучающихся по программе COLPI (Будапешт, Венгрия).

Студентам было предложено изучить отдельные основные права и свободы (свобода слова, свобода совести, право частной собственности, право на судебную защиту) на примере решения конкретных дел как реальных, так и модельных (придуманных), которые станут частью соответствующих глав пособия. Всего было проведено 14 лекций. Были использованы две различные методики преподавания основных прав – метод дедукции и метод аналогии (метод Сократа).

После каждой лекции преподаватели-авторы пособия вместе с западными экспертами обсуждали прочитанные лекции. На основе этих обсуждений и критических замечаний со стороны коллег авторы переработают свои материалы, как с содержательной, так и с методической точек зрения. В ходе дискуссии они имели возможность совместно с западными экспертами разрешить вновь возникшие вопросы или заполнить имеющиеся в тексте пробелы. Основным результатом апробации стала также откорректированная структура будущего пособия и его составных частей.

4 этапзавершение работы над пособием.

Этот этап посвящен окончательной редакции текста пособия с учетом высказанных в ходе показательных занятий замечаний. В этот же период будет написано введение к пособию с описанием двух основных методик преподавания основных прав и свобод.

5 этаппубликация и распространение среди российских университетов (сентябрь–октябрь 2002 года).

После того как пособие выйдет в свет (предположительно 30 сентября 2002 года), оно будет разослано на юридические факультеты университетов, на которых в 2002–2003 учебном году будут вестись курсы на его основе. Это следующие юридические вузы:

  • Башкирский государственный университет
  • Иркутский государственный университет
  • Марийский государственный университет
  • Петрозаводский государственный университет
  • Ростовский государственный университет
  • Самарский государственный университет
  • Новосибирский юридический институт Томского государственного университета
  • Якутский государственный университет
  • Государственный университет – Высшая школа экономики
  • Воронежский государственный университет
  • Уральская государственная юридическая академия
  • Центрально-Европейский университет (Будапешт)

В течение всего учебного года Институт права и публичной политики будет собирать информацию о проблемах и вопросах, с которыми столкнулись студенты и преподаватели этих вузов при работе с учебно-методическим пособием «Конституционные права в России: дела и решения».

Техническое руководство проектом осущетвляли:
Директор проекта – Дэвид Кафлин (Центрально-Европейский университет, Будапешт)
Российский координатор проекта – Маргарита Гаскарова (Институт права и публичной политики, Москва)
Российский секретарь проекта – Екатерина Лазарева (Институт права и публичной политики, Москва)

 
Быть в курсе!
Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи