Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Развитие правовой реформы в России (2002-2003)

Годичный проект (2002–2003) осуществлявшийся Институтом права и публичной политики в партнерстве с «Dialogue Development» (Дания) при поддержке Министерства иностранных дел Королевства Дания.

Цели и задачи проекта

Данный проект был задуман как часть реализации программы деятельности, связанной с председательством Дании в ЕС. В период председательства Дании планировалось провести как минимум по одному мероприятию по каждому из основных четырех направлений Общей стратегии ЕС в отношении России. Одно из этих направлений озаглавлено «Укрепление демократии, верховенства права и государственных институтов в России».

Проект проводился по инициативе секретариата Фонда мира и стабильности (Peace and Stability Fund) Министерства иностранных дел Королевства Дания. Датский МИД обратился к организации «Dialogue Development», учитывая уже проводимую ею работу в России и опыт в вопросах развития гражданского общества и права, с просьбой о создании основы для осуществления данной программы.

Общей целью настоящего проекта являлось оказание реального содействия в продолжении правовой реформы в России, основанном на взаимодействии экспертов России и ЕС. Это было сделано путем принятия рекомендаций, направленных на обеспечение жизнеспособности реформы в законодательной области, а также реализацию программ публичной политики в таких областях, как уголовное право, Гражданский кодекс, трудовое законодательство и юридическое образование. Планируется, что эти рекомендации будут интегрированы в процесс осуществления реформы в России и при необходимости в Общую стратегию ЕС в отношении России. В то же время предусматривается рассмотрение вопроса о проведении ряда последующих мероприятий, основанных на конкретных предложениях проекта, выдвинутых российскими партнерскими организациями по проекту в целях получения возможной международной поддержки.

Разработка ключевых факторов стратегии по настоящему проекту строилась на привлечении и непосредственном участии лиц, принимающих решения в России и ЕС, и экспертов в составлении реально выполнимых рекомендаций по правовой реформе, на которых будет строиться работа, а также на установлении активных партнерских отношений с органами государственного управления и организациями гражданского общества.

Этапы реализации проекта

В рамках общей цели определены три ближайшие задачи. Постановка этих трех задач отражает логику организации предлагаемого содействия в проведении реформ, разработку рекомендаций для внедрения в процесс реформирования и последующих мероприятий, запланированных как итог реализации настоящего проекта.

1. Процесс проведения правовой реформы в Российской Федерации, основанный на взаимодействии между организациями гражданского общества и органами государственного управления.

Организация этого процесса путем проведения конференций, заседаний рабочих групп и последующего завершающего семинара была направлена на обеспечение жизнеспособности и устойчивости реформ, проведение которых предусматривается в программах, связанных с законодательством и публичной политикой, в таких областях, как уголовное право, Гражданский кодекс, трудовое законодательство, государственное управление и образование. К числу самых приоритетных задач, обсужденных с российскими организациями, относятся: применение на практике нового Уголовно-процессуального кодекса, необходимость улучшения процессуальных норм в отношении рассмотрения гражданских дел, необходимость проведения реформы государственного управления и юридического образования, построенных на сократовских принципах.

2. Разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и обеспечению гарантий успешного проведения реформ в России.

Эти хорошо проработанные предложения, подготовленные на базе конференций, рабочих групп и последующего завершающего семинара проекта, планируется затем включить в процесс развития реформ в России и при необходимости в процесс разработки Общей стратегии ЕС в отношении России.

3. Проведение новых мероприятий для разработки программного подхода к конкретным вопросам проведения реформы с привлечением российских организаций и органами государственного управления.

Мероприятия, организованные в рамках проекта

  • двухдневная конференция в октябре 2002 года с ключевыми российскими участниками;
  • формирование тематических рабочих групп, организация и проведение трех рабочих встреч групп в период с ноября 2002 года по февраль 2003 года; подготовка рабочими группами заявок по оценке реформ и последующих проектов к конференции в апреле 2003 года;
  • заключительная конференция в апреле 2003 года;
  • подготовка заключительного отчета по результатам исследования, включая анализ, оценку и рекомендации;
  • подготовка предложений по отдельным инициативам с привлечением российских неправительственных организаций и государственных учреждений.

Итоги/Результаты

В результате реализации мероприятий по проекту были достигнуты следующие итоги/результаты:

1. Проведение в октябре 2002 года конференции с участием ключевых российских представителей с формированием тематических рабочих групп, деятельность которых будет cвязана с последующей конференцией, намеченной на апрель 2003 года.

Двухдневная конференция с участием 80 представителей от России и ЕС (10–11 октября 2002 года) посвящена ключевым направлениям реформы уголовного права, Гражданского кодекса, трудового права, государственного управления и образования. Создание 3 рабочих групп, каждая из которых провела 3 заседания в период с ноября 2002 года по февраль 2003 года для анализа предложений по осуществлению реформы и проектов, связанных с проведением итоговой конференциии в апреле 2003 года с привлечением 40 участников.

2. Выработка рекомендаций конференции, связанных с достигнутыми результатами реформы, на основе конкретных предложений, подготовленных рабочими группами и обсужденных на последующем семинаре.

Первые рекомендации были сформулированы после конференции и проведения их анализа каждой рабочей группой. Рекомендации разрабатывались с целью оказания влияния на ход российской реформы и развитие процесса в соответствии с Общей стратегией ЕС в отношении России. Опубликованные предложения конференции и брошюра с материалами последующего семинара были широко распространены и освещены средствами массовой информации.

3. Разработка проектов по реализации конкретных мероприятий в рамках реформы с привлечением организаций гражданского общества и органов государственного управления.

Обсуждение конкретных предложений проекта, связанных с реформами, и согласование дальнейших действий в приоритетных областях.

По результату 1. Проведение конференции в октябре 2002 года с привлечением ключевых российских участников проекта при образовании тематических рабочих групп, итоги работы которых были затем использованы для проведения итоговой конференции в апреле 2003 года:

1.1. Проведение заседаний рабочих групп в период с ноября 2002 года по февраль 2003 года после первой конференции (10–11 октября 2002 года). Проведение ряда заседаний рабочих групп в ноябре, декабре 2002 года и январе–феврале 2003 года.

1.1.1. Подготовка заключительных рекомендаций на встречах российских докладчиков с рабочими группами. Их анализ экспертами ЕС с получением соответствующих замечаний к концу ноября 2002 года.
1.1.2. Подготовка модераторами рабочих групп заключительных документов и предложений проекта для последующих семинаров.

1.2. Организация и проведение в Москве в апреле 2003 года итоговой конференции при участии 60 представителей на основе материалов рабочих групп, в том числе замечаний российского руководства и руководства ЕС. В конференции участвовали как российские, в том числе региональные, так и европейские эксперты. Формат семинара послужил достижению двойной цели:
1) продолжению работы над рекомендациями с целью их опубликования и
2) выдвижению предложений по новым проектам для реализации (создание сетей, образование, вопросы правовой реформы и т.д.).

1.2.1. Подготовка тематических групп на конференции на основе рекомендаций, учитывающих программу и замечания российской стороны и ЕС к тем рекомендациям, которые были приняты на конференции.
1.2.2. Организация и проведение ИППП двухдневного подготовительного заседания в Москве.
1.2.3. Подготовка отчетов и заключительных документов конференции на базе материалов докладчиков и предложений по проведению реформы.

По результату 2. Подготовка рекомендаций конференции и их включение в процесс проведения реформы на основе конкретных предложений, опубликованных рабочими группами и обсужденных на последующей конференции:

2.1. Подготовка систематизированных заключительных документов и рекомендаций к концу ноября 2002 года после их анализа каждой рабочей группой. Окончательная редакция и согласование заключительных документов для ЕС и подготовка конкретных рекомендаций для представления на рассмотрение российских властей.

2.2. Распространение результатов работы конференции, рабочих групп для их интеграции в процесс проведения реформы с российской стороны и со стороны ЕС в течение января–июня 2003 года. Определение и использование для разработки процесса со стороны ЕС соответствующих каналов коммуникации с целью включения текста в материалы встречи, которая состоится в г. Тессалоники в июне 2003 года. Определение каналов коммуникации с российскими властями и их использование для продолжения работы по реформе.

2.3. Публикация рекомендаций, предложений и проектов, а также выпуск брошюры. Распространение этих материалов послужило развитию дискуссии в тех случаях, когда использование электронных средств для решения вопросов может оказаться не самым оптимальным. Использование имеющихся каналов связи с прессой для обеспечения освещения проекта российскими и европейскими СМИ.

По результату 3. Разработка проектов для реализации конкретных мероприятий реформы с привлечением организаций российского гражданского общества и органов государственного управления:

3.1. Обсуждение и выработка предложений по проекту рабочими группами, что привело к появлению и рассмотрению ряда конкретных предложений по проектам. Соблюдение их увязки с ключевыми вопросами программы.

3.2. Согласование предложений проекта и структуры программы до конца мая в соответствии с результатами конференции и в порядке, установленном для продолжения конкретных проектов.

 
Быть в курсе!
Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи