Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Роль института омбудсмена в разрешении административных споров (2005-2006)

В рамках Программы политического консультирования в России Комиссии Европейских сообществ осуществляется проект для содействия становлению устойчивой системы административной юстиции в Российской Федерации.

Инициатором (бенефициаром) проекта стал Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. В качестве координатора проекта бенефициар номинировал Институт права и публичной политкии.

Основное внимание в ходе реализации проекта сосредоточено на проведении сравнительного исследования преимуществ различных систем административной юстиции и института омбудсмена в разных странах и выработке рекомендаций по внедрению системы, подходящей для Российской Федерации.

Настоящий проект является в известной степени продолжением предыдущего рамочного проекта по «Разработке системы административной юстиции в Российской Федерации». Оба проекта преследуют общую цель - предоставить российским органам власти ряд комплексных исследований и рекомендаций по различным институтам/механизмам разрешения административных споров.

Консультанты проекта

Доната Мачелли
Марджори Фаргуасон (до февраля 2006 года)
Александр Сунгуров
Татьяна Виноградова

Цели и задачи проекта

Общими целями проекта являются:

  • поддержка проводимой в Российской Федерации комплексной правовой и судебной реформы, содействие созданию системы административной юстиции в стране;
  • содействие и помощь Комитету Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству посредством выработки рекомендаций, связанных с учреждением должности омбудсмена по разрешению административных споров в России.

В связи с этим задачами проекта являются:

  • анализ института омбудсмена в разных странах;
  • проведение сравнительного исследования для оценки того, как опыт европейских институтов омбудсмена может быть эффективно применен в России;
  • проведение консультаций с представителями государственных органов, заинтересованных правительственных и неправительственных организаций;
  • выработка рекомендаций для разработки плана устойчивой и эффективной системы усовершенствования административной юстиции в России.

Разработка рекомендаций должна помочь Парламенту и Правительству России в ходе продолжающейся реформы государственного управления выбрать подходящую структуру для учреждения эффективной и стабильной системы административной юстиции, в основу которой положен принцип досудебного обжалования.

Предыстория проекта

После падения советского режима необходимость комплексной административной реформы признавалась как российскими чиновниками, так и международными организациями-донорами. За последнее десятилетие в России были учреждены новые институты, основной целью работы которых является повышение прозрачности деятельности правящих органов и обеспечение их подотчетности и доступности для граждан. Уполномоченный по правам человека был назначен для того, чтобы отстаивать права и свободы граждан. С 1996 года начала действовать также система региональных уполномоченных по правам человека. В 2005 году была создана Общественная палата при Администрации Президента, одной из основных функций которой является надзор и наблюдение за деятельностью судебных органов.

Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству запросил всестороннее независимое исследование существующих механизмов работы омбудсменов, занимающихся разрешением административных споров, в отдельных странах Европейского союза и странах, не являющихся членами Евросоюза, итогом которого стала бы разработка рекомендаций, связанных с учреждением подобной должности в России.

Структура проекта

Проект проходит в три этапа.

  • Первый этап заключается в анализе информации, имеющей отношение к сравнительному исследованию. На этом этапе были выбраны пять стран для сравнительного исследования: Канада, Соединенное Королевство, Германия, Польша и Швеция. При этом учитывались различные факторы:

    Канада была отобрана, поскольку она является страной с обширной территорией и небольшой плотностью населения. Опыт Канады, как государства, имеющего федеративное устройство и отличную от европейской правовую традицию, представляет большой интерес для России.

    Опыт Великобритании подробно исследовался в рамках предыдущего проекта по «Разработке системы административной юстиции в Российской Федерации». Система административной юстиции Великобритании лучше всего иллюстрирует один из известных способов организации административной юстиции, называемый «англо-саксонским» или «квазисудебным».

    Актуальность опыта Германии обусловлена для России тем, что в данной стране параллельно c общей судебной системой действует развитая система административных судов. Германия в определенной степени является примером для России, так как ее система административной юстиции является подробно урегулированной и в достаточной степени эффективной.

    Опыт Польши интересен для России, поскольку в 1980 году там произошло возрождение системы административного суда, а в 1987 году был введен институт омбудсмена (Представителя по правам граждан). Сейчас в Польше динамично развивается правовая база публичной администрации, административного суда, института омбудсмена, а опыт создания и работы польского института омбудсмена уже востребован в других странах.

    Швеция – это страна, которая ранее других ввела институт омбудсмена. Ее опыт является примером эффективного функционирования данного института.

    Результаты проведенного сравнительного анализа должны учитываться при формулировании окончательных рекомендаций и предложений по оптимальной организационной модели подобного рода института в России.

  • Второй этап посвящен подготовке предварительных рекомендаций, основанных на выводах, сделанных после консультаций с заинтересованными сторонами.

    На этом этапе подготовлен проект рекомендаций. Он был обсужден 19 мая 2006 года в Москве на заседании круглого стола по теме «Усовершенствование системы обжалования действий публичной администрации в РФ». В работе семинара приняли участие крупные специалисты по данной тематике, в их числе: Е.Б. Абросимова, Т.К. Андреева, Л.О. Иванов, В.В. Тамбовцев, В.Н. Южаков и другие.

  • На третьем этапе работа главным образом нацелена на ознакомительную поездку представителей заинтересованных органов власти, таких как Государственная Дума и Совет Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Правительства РФ, в две выбранные страны ЕС. Ознакомительная поездка в Германию и Францию состоится в сентябре 2006 года.

Результаты проекта

  • Подготовка сравнительного анализа института омбудсмена в пяти странах: Канаде, Великобритании, Германии, Польши, Швеции.
  • Составление рекомендаций по усовершенствованию российского законодательства в области разрешения административных споров.
  • Проведение Круглого стола в Государственной Думе Российской Федерации в осеннюю сессию 2006 года (дата будет уточнена дополнительно) для обсуждения рекомендаций экспертов проекта.
  • Ознакомление представителей Государственной Думы и Совета Федерации, Аппарата Правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда с разработанными рекомендациями экспертов проекта.
 
Быть в курсе!
Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи