Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Scholae
Летняя школа Института права и публичной политики и Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ «Инновационные методы преподавания юридических дисциплин: кейс-метод и иные практико-ориентированные методики преподавания», Москва, 25-29 июня 2015 года

25 – 29 июня 2015 года в Москве с успехом прошла Летняя школа «Инновационные методы преподавания юридических дисциплин: кейс-метод и иные практико-ориентированные методики преподавания», организованная Институтом в партнерстве с Высшей школой правоведения Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ.

Программа Летней школы, подготовленная в контексте широкого внедрения компетентностного подхода к подготовке юристов нового поколения, позволила слушателям усовершенствовать свои компетенции как преподавателя в ходе интенсивных занятий с экспертами, имеющими опыт использования кейс-метода и иных практико-ориентированных методик, включая организацию и проведение игровых судебных процессов. При разработке Школы учитывался опыт состоявшихся в 2011-2014 годах Всероссийских конкурсов по конституционному правосудию среди студенческих команд.

Программа Летней школы включала следующие элементы:

  • анализ судебных решений и использование кейс-метода;
  • применение метода Сократического диалога;
  • применение сравнительно-правового подхода;
  • учебные судебные процессы: методика разработки и проведения;
  • использование видеоматериалов в учебном процессе;
  • участие работодателей в формировании учебных программ и практико-ориентированных методик повышения квалификации (ведение переговоров, критическое мышление, soft skills, тим-билдинг и др.);
  • навыки ораторского искусства и управления временем.

Слушателями четвертой Школы стали более 30 преподавателей и аспирантов учреждений высшего профессионального образования, специализирующиеся как в сфере публичного, так и частного права из 8 регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Ростовская область, Саратовская область) и стран СНГ (Белоруссия, Казахстан), представляющих следующие высшие образовательные учреждения: Московский государственный институт международных отношений (университет), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва), Санкт-Петербургский государственный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Государственная классическая академия им. Маймонида, Государственный университет управления, Государственный университет землеустройства, Российский государственный университет правосудия (Крымский филиал), Бурятский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Стерлитамакский городской педагогический институт, Южный федеральный университет, Саратовская государственная юридическая академия, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, университет «Туран-Астана» и Евразийский технологический университет (Алматы).

Преподаватели Школы постарались одновременно продемонстрировать участникам возможности использования не только собственно игрового судебного процесса, но и других интерактивных методик – ролевые игры, мастер-классы и т.д.

Занятия в рамках Школы провели Максим Тимофеев, кандидат юридических наук, Алексей Должиков, кандидат юридических наук, Александра Троицкая, кандидат юридических наук, Татьяна Храмова, кандидат юридических наук, являющиеся выпускниками образовательного Проекта Института права и публичной политики для преподавателей стран СНГ «Сравнительное конституционное право: теория и методология с точки зрения конституционных реформ» (HESP ReSET ProjectComparative Constitutional Law: Theory and Methodology in the Context of Constitutional Reforms” (2009-2012).

Алексей Должиков открыл Летнюю Школу занятием о юридической методологии и методах преподавания права. Каковы недостатки традиционного лекционного метода преподавания права? Какие образовательные цели должны стоять в процессе обучения будущего практикующего юриста?  - клечевые вопросы занятия, в ходе которого речь шла о проблемах юридической методологии как основы профессиональной подготовки и деятельности современного юриста. Александра Троицкая рассказала об использовании кейс-метода в преподавании юридических дисциплин.

Занятие Аниты Соболевой было посвящено методике формирования навыков письменной речи юристов. После вступительной лекции о филологической классификации юридических текстов, знание которой помогает правильно выбрать модальность, аргументацию и  стиль текста, лектор дала краткий обзор наиболее часто встречающихся в юридических текстах стилистических ошибок, привела их примеры и подсказала основные способы исправления. Особое внимание было уделено составлению юридических дефиниций и трудностям их толкования.

О междисциплинарных подходах к преподаванию правовых дисциплин на примере Law and Economics рассказала Татьяна Храмова. Слушатели попытались проникнуть в экономический смысл некоторых правовых институтов и рассмотрели основные категории, постулаты и направления развития экономического анализа права, а также формы внедрения данного подхода в стандартный учебный процесс. 

В рамках учебного модуля «Судебный процесс в аудитории» Максим Тимофеев, Алексей Должиков и Александра Троицкая затронули сущность игрового судебного процесса, толковании права как основе юридической методологии и других аспектах практической стороны кейс-метода.

Руководитель судебной практики Института Григорий Вайпан уделил особое внимание характерным особенностям юридической аргументации и ее принципиальным отличиям от академической дискуссии и политических дебатов, а также тому, как правильно структурировать процессуальный документ или судебное выступление, как усилить слабые аргументы и не ослабить сильные, что такое «правила» и «стандарты» и как они влияют на содержание аргументов и как добиться «жизненности» юридической аргументации.

Основу материалов Школы составили решения Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, а также тщательно подобранные тематические научные публикации, преимущественно появлявшиеся на страницах журнала «Сравнительное конституционное обозрение»  и «Международное правосудие». Участникам было предложено более 40 материалов.

По итогам Школы слушатели прошли тестирование на усвоение пройденного материала, в результате которого участникам были вручены удостоверения.

Школа стала полезным опытом для тех, кто активно использует или планирует использовать игровые судебные процессы по конституционному правосудию, а также иные интерактивные методики в своей преподавательской деятельности и/или выступать в качестве тренеров студенческих команд, участвующих в ежегодном Всероссийском конкурсе по конституционному правосудию и других межвузовских конкурсах.

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности