Институт права и публичной политики – российская автономная некоммерческая организация, один из ведущих независимых правовых центров в России. С 1993 года мы ведём консультационную, научно-исследовательскую, издательскую и просветительскую работу, изучая и оценивая конституционные процессы в России и мире.
5 статей о свободе вероисповедания

3 августа 2020 года

1
Можно ли отдавать предпочтение исторически доминирующим религиозным нормам и практикам в отдельной стране? Постановление Европейского Суда по правам человека по делу Коккинакиса сделала такую практику возможной де-факто. Однако в связи с последними решениями ЕСПЧ, которые анализируются в статье, становится понятно, что Суд изменил свой подход к религиозной свободе.

В чем состоит новая позиция ЕСПЧ по вопросам взаимодействия государства с религиозными институциями, и как ЕСПЧ связывает вопросы религиозной нейтральности с вопросами дискриминации? Отвечает статья Ренаты Уитц «Религия и равенство: от обеспечения плюрализма к европейскому требованию нейтральности государства».
2
Религиозные учения и тексты часто оказывают существенное влияние на конституционное право и отдельные национальные принципы и документы. Об исламе и религиозном праве в западной литературе пишут часто и много, но гораздо меньше – о буддизме.
Каковы отличительные черты буддийского конституционализма в Шри-Ланке и Таиланде и почему буддийские конституционные тексты в этих странах стремятся защищать буддийское учение и институты, особенно институт буддийского монашества? Ответы на эти и другие вопросы в статье Бенджамина Шонталя «Становление и развитие буддийского конституционализма в Южной и Юго‑Восточной Азии».
3
Автор статьи «Европейский Cуд по правам человека и свобода вероисповедания», Ангелика Нуссбергер, рассматривает одни из аспектов свободы вероисповедания – использование религиозных символов. В делах, связанных с этим вопросом, ЕСПЧ занимает двойственную позицию. В Суде, с одной стороны, сильны тенденции поддержания равенства религий и запрета на публичное использование религиозных символов, а с другой – появляются решения, в которых отмечается более бережное отношение к религиозным и культурным особенностям разных стран.

Так, ЕСПЧ чаще даёт национальным судам большую свободу усмотрения при условии принятии решений по делам, связанным с религией, если эти решения не дискриминируют отдельные конфессии.
4
Положение римско-католической церкви в Италии исторически было более привилегированным, чем положение других конфессий. Согласно современным нормативным документам, все конфессии в стране должны иметь равный конституционно-правовой статус, но на самом деле, это не всегда исполняется. Почему римско-католическая церковь до сих пор сохраняет свой особый статус?

Автор статьи «Первая среди равных?.. Эволюция правового положения католической церкви и других конфессий в Италии», Анастасия Шашкова, отвечает на этот вопрос, обращаясь к историческим источникам и современному итальянскому законодательству. Кроме того, автор строит графическую иерархическую модель правового положения в стране различных конфессий.
5
Принцип светского государства, который многие годы считается одной из основ современного мира, не является, согласно основному тезису статьи Ирины Алебастрова «Процессы секуляризации и клерикализации в современном мире: поиски конституционного баланса», воплощённым в буквальном смысле ни в реальности, ни в законодательстве. Почему же большинство государств мира предоставляют религиям и религиозным объединениям идеологические, материальные, юридические и другие преференции и способствуют формированию иерархии религиозных групп? Один из ответов на этот вопрос – стремление политической элиты во главе государства к ослаблению напряжённости между религиозными группами.
Больше подборок и открытых статей в специальном разделе
Made on
Tilda