To main content
 
18+
Материалы сайта предназначены для совершеннолетних
Мне есть 18
Мне нет 18
Сожалеем, но вам нельзя посещать наш сайт
Как обратиться в ООН: пошаговый путеводитель по правозащитным инструментам
Гайд юристов Института, который поможет составить первичное представление о различных механизмах ООН и найти информацию для подачи обращений
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
С 15 сентября 2022 года россияне потеряли право обращения в Европейский Суд по правам человека – это решение было связано с выходом России из числа государств-членов Совета Европы. Однако потребность в наднациональных правозащитных механизмах остаётся по-прежнему высокой – многие жертвы нарушений и их представители обратили пристальное внимание на различные механизмы ООН.

В этом путеводителе юристы Института попытались объяснить разницу между процедурами ООН, показав специфику каждого из них и обрисовав основное, что важно знать в момент обращения за защитой своих прав.
Полезные материалы
Прежде чем перейти к руководству, посмотрите наши материалы на тему обращения в ООН
3 videos
Правозащитные механизмы ООН: практическое руководство для журналистов
Руководство охватывает работу четырёх договорных органов ООН, которые могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы против России: Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитета по ликвидации расовой дискриминации.
Шаг № 1
Необходимо определить подходящий механизм
Для начала вам стоит определиться, куда обращаться. Существует три пути – Совет по правам человека, Договорные органы (комитеты ООН) и Специальные процедуры.

У каждого из трёх механизмов различные возможности, алгоритмы рассмотрения обращений и условия приемлемости, а также свои преимущества и ограничения. Посмотрите таблицу ниже и оцените, какой из них подходит под вашу ситуацию.

Обратите внимание: данная таблица лишь приводит базовые различия, ведь все особенности в одном гайде прописать невозможно. Если вы твёрдо намерены обращаться к механизмам ООН, то финальное решение о выборе процедуры – учитывая, что каждый кейс сугубо индивидуален – остаётся за вами. Отнеситесь к анализу своего дела предельно внимательно, так как именно от этого выбора будет зависеть дальнейшая судьба обращения.
Комитеты ООНСпециальные процедуры – Специальные докладчики/Независимые экспертыСпециальные процедуры – Рабочие группыСовет по правам человека
Специфика процедурыКомитеты – это квазисудебные органы, рассматривающие жалобы на случившиеся нарушения прав человека. Их мандат несколько шире, чем у специальных процедурСамый гибкий, оперативный и, можно сказать, мягкий инструмент защиты прав человека. Спецдокладчик действует в личном статусе и назначается СПЧ – он занимается мониторингом конкретной правовой темы, посещает страны, проводит консультации и выносит рекомендацииРабочая группа состоит из пяти членов с разных концов земного шара (Африка, Азия, Латинская Америка и Карибский регион, Восточная Европа и Западные страны). Её особенность состоит в квазисудебном характере работы – группы рассматривают обращения и выносят решенияЕдиный универсальный механизм для нарушений любых прав и свобод человека
Предмет обращенияФакт состоявшегося нарушения Конвенций ООН, совершённого государствами-членами ООН. Важно, чтобы государство ратифицировало договоры, позволяющие тем или иным комитетам рассматривать жалобы против негоЛибо случившееся нарушение, либо ещё не случившееся, когда существует высокий риск того, что оно может произойти и тем самым повлиять на права человека (например, можно пожаловаться на законопроект). Нарушение может совершаться как государством, так и международными и межправительственными организациямиФакт нарушения права, мониторинг и защита которого входит в мандат Рабочей группы (зависит от тематики)Факт систематического и грубого нарушения Конвенций ООН, совершаемого или совершённого государством-членом ООН
Есть ли механизм временных мер и обеспечительных мерДа. Можно обратиться с запросом об указании временных мер для предотвращения причинения непоправимого вреда жертве. Можно также обратиться с просьбой о защите автора обращения от преследования, связанного с самим фактом обращения в комитет ООННетДа. Можно обратиться с запросом об указании временных мер для предотвращения причинения непоправимого вреда жертве.Нет
Есть ли условие об обязательном исчерпании внутренних средств защитыДаНетНетДа
На какие акты ссылаться в обращенииНа профильный договор ООН (Конвенцию), регулирующий тематику, которой занимается тот или иной комитет На любые акты ООН, касающиеся прав человека* На любые акты ООН, касающиеся прав человека* На любые акты ООН, касающиеся прав человека*
Является ли процедура рассмотрения публичнойНет, но все решения доступны общественностиНет, но все отправленные в ходе работы специальных процедур письма и полученные ответы публикуются по истечении периода конфиденциальностиНет, но все отправленные в ходе работы специальных процедур письма и полученные ответы публикуются по истечении периода конфиденциальностиНет, процедура рассмотрения сообщений является конфиденциальной
Конечный результат в случае принятия обращения Вынесение решения. Иногда государства, помимо решения по жалобе, также могут получить авторитетное руководство по поводу того, какие действия необходимы для укрепления защиты прав человекаВыработка рекомендаций для государствПубликация мнения – решения по конкретному случаюРешение и рекомендации по исправлению ситуации
* При этом не обязательно, чтобы государство ратифицировало договор, закрепляющий право, на нарушение которого жалуется заявитель.
Следующие шаги будут зависеть от выбранного вами механизма
Шаг № 2
Выбираем комитет
Определяем, куда могут пожаловаться россияне и какими актами следует руководствоваться.

Всего в системе ООН существует 9 профильных договорных органов и один подкомитет, однако для подачи жалоб для россиян доступны только четыре из них.

Договорный органНа какой международный договор ссылатьсяНарушение каких прав рассматривает
Комитет по правам человека Международный пакт о гражданских и политических правах Право на жизнь, свободу религии, свободу слова, свободу собраний, избирательные права, права на средства правовой защиты, справедливое судебное разбирательство и т. д.
Комитет по ликвидации расовой дискриминации Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Нарушения прав человека, носящие дискриминационный характер по расовому признаку
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Любые проявления и последствия гендерной дискриминации: насилие, отсутствие средств правовой защиты, отказ в праве наследования, имущественных правах и др.
Комитет против пыток Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов наказания Право на свободу от пыток и любого унижающего достоинство человека обращения
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Правом обращения обладают:

  • Жертвы;
  • Их представители. Если вы действуете от имени жертвы, то нужно либо доказать наличие разрешения на представительство, либо обосновать невозможность получить такое разрешение, либо привести другие веские причины для подачи обращения;
  • Группы частных лиц и иные сообщества.
Если вы относитесь к одной из этих групп, то ответ на вопрос положительный.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Теперь нужно определить, подходит ли событие, которое вы считаете нарушением, под критерии комитетов ООН. Информацию о том, какие права защищает выбранный вами комитет, можно найти в его решениях по отдельным делам (см. базу данных договорных органов или веб-страницы каждого Комитета), в так называемых «Замечаниях общего порядка», истолковывающих значение различных статей, и в заключительных замечаниях по докладам, периодически представляемым государствами-участниками данного договора.

Также будет полезно посмотреть Универсальный указатель по правам человека.
Критерии приемлемости
Шаг № 5
Готовим пакет документов
Формуляр жалобы доступен здесь. Помните, что каждый ваш тезис или отверждение должны подтверждены документами и информацией. Все документы направляются в копиях, а не в оригинале.

Комитеты принимают жалобы английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Если приложения к жалобе не представлены ни на одном из этих языков, то они должны сопровождаться неофициальным резюме с переводом. Нотариальное заверение не требуется.

При заполнении формы укажите только один комитет, в который подаётся жалоба.
Жалоба направляется электронно. Заполните документы, распечатайте, подпишите и отсканируйте. Возможно поставить и электронную подпись, если она у вас имеется. Сканы должны быть разборчивыми. Направьте электронное письмо со всеми документами в Секцию Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по ходатайствам и срочным мерам по адресу petitions@ohchr.org.

Если вы сможете обосновать невозможность отправки электронного сообщения, то можете направить документы почтой. В противном случае жалобе не будет рассмотрена.

Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

А что дальше?
Процедура рассмотрения жалоб в Комитетах будет конфиденциальной. Опубликованные решения публикуются здесь («мнения» (решения) комитета).

Если ваша жалоба соответствует формальным и содержательным условиям приемлемости, комитет примет решение о её регистрации, а вам будут направлены дальнейшие рекомендации.

Обращение к механизмам ООН – дело небыстрое. Будьте готовыми к тому, что рассмотрение ощутимо затянется. Раньше сроки решения варьировались в пределах 2-3 лет, однако сейчас — в связи с текущей ситуацией и невозможностью обратиться в ЕСПЧ – правозащитники советуют ориентироваться на ожидание, достигающее 7-10 лет.

Однако в экстренных ситуациях (например, при угрозе жизни), комитеты могут направить государству запрос о принятии «временных мер», чтобы предотвратить нанесение любого непоправимого заявителю или предполагаемому пострадавшему в конкретном деле. Это происходит в течение 48 часов. Но помните: решение направить просьбу о принятии временных мер не подразумевает решение о приемлемости или по существу жалобы.

О необходимости принятия временных мер следует сообщить в жалобе.
  • Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях
  • Специальный докладчик по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания
  • Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений
  • Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
  • Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма
  • Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение
  • Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях
  • Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов
  • Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов
  • Специальный докладчик по вопросу о крайней нищете и правах человека
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на образование
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на питание
  • Независимый эксперт по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав
  • Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников
  • Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов
  • Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещённых лиц
  • Специальный докладчик по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми
  • Независимый эксперт по вопросу о правах человека и международной солидарности
  • Специальный докладчик по вопросам меньшинств
  • Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом
  • Независимый докладчик по вопросу о современных формах рабства
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека и международной солидарности
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций
  • Специальный докладчик по вопросу о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений
  • Независимый эксперт по вопросу о поощрении демократического и справедливого международного порядка
  • Специальный докладчик по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой
  • Независимый эксперт по вопросу об осуществлении всех прав человека пожилых людей
  • Специальный докладчик по правам инвалидов
  • Специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека
  • Независимый эксперт по вопросу об осуществлении прав человека лицами, страдающими альбинизмом
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на развитие
  • Независимый эксперт по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности
  • Специальный докладчик по вопросу о ликвидации дискриминации в отношении лиц, затронутых лепрой, и членов их семей
  • Специальный докладчик по правам человека в России (начнёт свою работу оринетировочно весной 2023 года после избрания)

Россия категорически не признаёт мандат независимого эксперта по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности и отказывается сотрудничать с ним
Информацию на рассмотрение Специальному Докладчику может направить:

  • любое частное лицо,
  • группа лиц,
  • общественная организация,
  • межправительственная организация
  • или правозащитная организация.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.
Тем не менее достоверно подтвержденные сообщения не должны признаваться неприемлемыми в силу лишь того, что сведения, имеющиеся у отдельных авторов, получены из вторых рук, при условии, что они подкрепляются явными доказательствами.
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.
Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.
Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.

OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland


Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.

Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
А что дальше?
Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.
Процедура рассмотрения жалоб спецдокладчиками не является квазисудебной процедурой, специальные процедуры не обладают властью или полномочиями для обеспечения выполнения своих рекомендаций или следования своим мнениям.

Специальный докладчик стремится получать достоверную и надежную информацию о предполагаемых нарушениях прав человека, относящихся к её мандату, от различных источников, включая отдельных лиц, группы людей, организации инвалидов, неправительственные организации, гражданское общество, правительства, агентства и органы ООН и межправительственные организации, с тем, чтобы оценивать и доводить до сведения соответствующего государства, а позднее - международного сообщества, информацию об индивидуальных случаях, ситуациях, вызывающих беспокойство, и/или тенденциях и признаках предполагаемых нарушений с целью защиты прав инвалидов.

Если Специальный докладчик решает отреагировать на полученную информацию, он направляет письмо соответствующему государству, выражая своё беспокойство и запрашивая в определенные сроки разъяснения относительно предполагаемых нарушений и ответ с комментариями и соображениями.

Сообщения, отправляемые Специальным докладчиком, и ответы государств остаются конфиденциальными до тех пор, пока их не опубликуют в Докладах по сообщениям, представляемых на каждой регулярной сессии Совета по правам человека (в марте, июне и сентябре). В опредёленных ситуациях, в том числе вызывающих серьёзное беспокойство, Специальный докладчик может в более ранние сроки опубликовать открытое заявление.
Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).

Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.
Эта инструкция, как и все проекты Института, стала возможна исключительно благодаря вашей поддержке.

Вы можете помочь нам продолжить свою работу, оформив небольшое пожертвование или купив одно из наших изданий.
Made on
Tilda