Как обратиться в ООН: пошаговый путеводитель по правозащитным инструментам
Гайд юристов Института, который поможет составить первичное представление о различных механизмах ООН и найти информацию для подачи обращений
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
С 15 сентября 2022 года россияне потеряли право обращения в Европейский Суд по правам человека – это решение было связано с выходом России из числа государств-членов Совета Европы. Однако потребность в наднациональных правозащитных механизмах остаётся по-прежнему высокой – многие жертвы нарушений и их представители обратили пристальное внимание на различные механизмы ООН.

В этом путеводителе юристы Института попытались объяснить разницу между процедурами ООН, показав специфику каждого из них и обрисовав основное, что важно знать в момент обращения за защитой своих прав.
Полезные материалы
Прежде чем перейти к руководству, посмотрите наши материалы на тему обращения в ООН
Правозащитные механизмы ООН: практическое руководство для журналистов
Руководство охватывает работу четырёх договорных органов ООН, которые могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы против России: Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитета по ликвидации расовой дискриминации.
Шаг № 1
Необходимо определить подходящий механизм
Для начала вам стоит определиться, куда обращаться. Существует три пути – Совет по правам человека, Договорные органы (комитеты ООН) и Специальные процедуры.

У каждого из трёх механизмов различные возможности, алгоритмы рассмотрения обращений и условия приемлемости, а также свои преимущества и ограничения. Посмотрите таблицу ниже и оцените, какой из них подходит под вашу ситуацию.

Обратите внимание: данная таблица лишь приводит базовые различия, ведь все особенности в одном гайде прописать невозможно. Если вы твёрдо намерены обращаться к механизмам ООН, то финальное решение о выборе процедуры – учитывая, что каждый кейс сугубо индивидуален – остаётся за вами. Отнеситесь к анализу своего дела предельно внимательно, так как именно от этого выбора будет зависеть дальнейшая судьба обращения.
* При этом не обязательно, чтобы государство ратифицировало договор, закрепляющий право, на нарушение которого жалуется заявитель.
Следующие шаги будут зависеть от выбранного вами механизма
Комитеты ООН
Специальные процедуры
Совет по правам человека
Шаг № 2
Выбираем комитет
Определяем, куда могут пожаловаться россияне и какими актами следует руководствоваться.

Всего в системе ООН существует 9 профильных договорных органов и один подкомитет, однако для подачи жалоб для россиян доступны только четыре из них.

Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Правом обращения обладают:

  • Жертвы;
  • Их представители. Если вы действуете от имени жертвы, то нужно либо доказать наличие разрешения на представительство, либо обосновать невозможность получить такое разрешение, либо привести другие веские причины для подачи обращения;
  • Группы частных лиц и иные сообщества.
Если вы относитесь к одной из этих групп, то ответ на вопрос положительный.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Теперь нужно определить, подходит ли событие, которое вы считаете нарушением, под критерии комитетов ООН. Информацию о том, какие права защищает выбранный вами комитет, можно найти в его решениях по отдельным делам (см. базу данных договорных органов или веб-страницы каждого Комитета), в так называемых «Замечаниях общего порядка», истолковывающих значение различных статей, и в заключительных замечаниях по докладам, периодически представляемым государствами-участниками данного договора.

Также будет полезно посмотреть Универсальный указатель по правам человека.
Критерии приемлемости
Шаг № 5
Готовим пакет документов
Формуляр жалобы доступен здесь. Помните, что каждый ваш тезис или отверждение должны подтверждены документами и информацией. Все документы направляются в копиях, а не в оригинале.

Комитеты принимают жалобы английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Если приложения к жалобе не представлены ни на одном из этих языков, то они должны сопровождаться неофициальным резюме с переводом. Нотариальное заверение не требуется.

При заполнении формы укажите только один комитет, в который подаётся жалоба.
Жалоба направляется электронно. Заполните документы, распечатайте, подпишите и отсканируйте. Возможно поставить и электронную подпись, если она у вас имеется. Сканы должны быть разборчивыми. Направьте электронное письмо со всеми документами в Секцию Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по ходатайствам и срочным мерам по адресу petitions@ohchr.org.

Если вы сможете обосновать невозможность отправки электронного сообщения, то можете направить документы почтой. В противном случае жалобе не будет рассмотрена.

Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

А что дальше?
Процедура рассмотрения жалоб в Комитетах будет конфиденциальной. Опубликованные решения публикуются здесь («мнения» (решения) комитета).

Если ваша жалоба соответствует формальным и содержательным условиям приемлемости, комитет примет решение о её регистрации, а вам будут направлены дальнейшие рекомендации.

Обращение к механизмам ООН – дело небыстрое. Будьте готовыми к тому, что рассмотрение ощутимо затянется. Раньше сроки решения варьировались в пределах 2-3 лет, однако сейчас — в связи с текущей ситуацией и невозможностью обратиться в ЕСПЧ – правозащитники советуют ориентироваться на ожидание, достигающее 7-10 лет.

Однако в экстренных ситуациях (например, при угрозе жизни), комитеты могут направить государству запрос о принятии «временных мер», чтобы предотвратить нанесение любого непоправимого заявителю или предполагаемому пострадавшему в конкретном деле. Это происходит в течение 48 часов. Но помните: решение направить просьбу о принятии временных мер не подразумевает решение о приемлемости или по существу жалобы.

О необходимости принятия временных мер следует сообщить в жалобе.
Шаг № 2
Определяем, к кому и с каким нарушением обращаться
Специальные процедуры представляют собой либо единоличную должность (Специальный докладчик или Независимый эксперт), либо рабочую группу, состоящую из пяти членов (по одному от каждой региональной группы ООН: Африка, Азия, Латинская Америка и Карибский регион, Восточная Европа и группа Западных стран). Специальные докладчики, Независимые эксперты и члены Рабочей группы назначаются Советом по правам человека и действуют в своем личном качестве.

Они берут на себя обязательство по обеспечению независимости, эффективности, компетентности и целостности посредством неподкупности, беспристрастности, честности и добросовестности. Они не являются сотрудниками ООН и не получают денежного вознаграждения.

К спецпроцедурам можно обратиться на нарушения, совершённое любым государством-членом ООН, межправительственными организациями (например, Международная организация уголовной полиции – Интерпол, Международная организация труда) и негосударственными субъектами.

Выбор конкретного инструмента, к которому можно обратиться, зависит от специфики нарушенного права. Но помните про различия, обозначенные в самом начале в таблице, и изучите практику каждого механизма. Прежде чем делать выбор, определите, на какое нарушение вы хотите пожаловаться. Поймите, на какой договор ООН и какие его конкретные положения вы будете опираться. От этого будет зависеть выбор дальнейшего действия.

Все Спецдокладчики
Все Рабочие группы
  • Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях
  • Специальный докладчик по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания
  • Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений
  • Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
  • Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма
  • Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение
  • Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях
  • Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов
  • Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов
  • Специальный докладчик по вопросу о крайней нищете и правах человека
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на образование
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на питание
  • Независимый эксперт по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав
  • Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников
  • Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов
  • Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещённых лиц
  • Специальный докладчик по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми
  • Независимый эксперт по вопросу о правах человека и международной солидарности
  • Специальный докладчик по вопросам меньшинств
  • Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом
  • Независимый докладчик по вопросу о современных формах рабства
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека и международной солидарности
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций
  • Специальный докладчик по вопросу о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений
  • Независимый эксперт по вопросу о поощрении демократического и справедливого международного порядка
  • Специальный докладчик по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой
  • Независимый эксперт по вопросу об осуществлении всех прав человека пожилых людей
  • Специальный докладчик по правам инвалидов
  • Специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека
  • Независимый эксперт по вопросу об осуществлении прав человека лицами, страдающими альбинизмом
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на развитие
  • Независимый эксперт по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности
  • Специальный докладчик по вопросу о ликвидации дискриминации в отношении лиц, затронутых лепрой, и членов их семей
  • Специальный докладчик по правам человека в России (начнёт свою работу оринетировочно весной 2023 года после избрания)

  • Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
  • Рабочая группа по произвольным задержаниям
  • Рабочая группа экспертов по проблеме лиц африканского происхождения
  • Рабочая группа по вопросу об использовании наёмников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение
  • Рабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин и девочек
  • Рабочая группа по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях
Россия категорически не признаёт мандат независимого эксперта по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности и отказывается сотрудничать с ним
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Обращение к Специальному докладчику
Обращение к Рабочей Группе
Информацию на рассмотрение Специальному Докладчику может направить:

  • любое частное лицо,
  • группа лиц,
  • общественная организация,
  • межправительственная организация
  • или правозащитная организация.
Рабочая группа реагирует на полученные сообщения о предполагаемых случаях нарушения прав от:

  • непосредственно затронутых лиц,
  • их семей или их представителей,
  • неправительственных организаций по защите прав человека,
  • правительственных и межправительственных организаций.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.
Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.
Тем не менее достоверно подтвержденные сообщения не должны признаваться неприемлемыми в силу лишь того, что сведения, имеющиеся у отдельных авторов, получены из вторых рук, при условии, что они подкрепляются явными доказательствами.
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.
Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.
Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.
  • идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
  • полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
  • по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
  • дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
  • подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
  • идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
  • опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
  • опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).
Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.
  • идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
  • полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
  • по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
  • дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
  • подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
  • идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
  • опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
  • опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).
Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.

OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland


Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.

Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.

OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland


Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.

Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Наряду с другими специальными процедурами Рабочая группа разработала процедуру «срочных мер» для случаев, когда имеются достаточно обоснованные утверждения о том, что данное лицо произвольно лишено свободы и что дальнейшее его лишение свободы может создавать серьезную угрозу для его здоровья или даже жизни.

Процедура срочных мер может также применяться и в других обстоятельствах, когда Рабочая группа считает, что существуют конкретные обстоятельства, которые оправдывают обращение с подобным призывом. Решение о срочных мерах не означает, что Рабочая группа примет итоговое решение в пользу обращающегося.

Призыв к принятию срочных мер или письмо с утверждениями направляются по дипломатическим каналам связи правительству соответствующего государства с просьбой принять необходимые меры для обеспечения соблюдения права задержанного человека не быть произвольно лишенным свободы, права на справедливое судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде, а также права на жизнь и физическую и психическую неприкосновенность задержанного. Подобные сообщения зачастую направляются совместно с другими специальными процедурами.

Сообщения с просьбой к Рабочей группе направить призыв к принятию срочных мер необходимо направлять на wgad@ohchr.org и urgent-action@ohchr.org или онлайн-платформу.
А что дальше?
А что дальше?
Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.
Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.
Процедура рассмотрения жалоб спецдокладчиками не является квазисудебной процедурой, специальные процедуры не обладают властью или полномочиями для обеспечения выполнения своих рекомендаций или следования своим мнениям.

Специальный докладчик стремится получать достоверную и надежную информацию о предполагаемых нарушениях прав человека, относящихся к её мандату, от различных источников, включая отдельных лиц, группы людей, организации инвалидов, неправительственные организации, гражданское общество, правительства, агентства и органы ООН и межправительственные организации, с тем, чтобы оценивать и доводить до сведения соответствующего государства, а позднее - международного сообщества, информацию об индивидуальных случаях, ситуациях, вызывающих беспокойство, и/или тенденциях и признаках предполагаемых нарушений с целью защиты прав инвалидов.

Если Специальный докладчик решает отреагировать на полученную информацию, он направляет письмо соответствующему государству, выражая своё беспокойство и запрашивая в определенные сроки разъяснения относительно предполагаемых нарушений и ответ с комментариями и соображениями.

Сообщения, отправляемые Специальным докладчиком, и ответы государств остаются конфиденциальными до тех пор, пока их не опубликуют в Докладах по сообщениям, представляемых на каждой регулярной сессии Совета по правам человека (в марте, июне и сентябре). В опредёленных ситуациях, в том числе вызывающих серьёзное беспокойство, Специальный докладчик может в более ранние сроки опубликовать открытое заявление.
Когда Рабочая группа получает индивидуальное сообщение, она препровождает изложенные подозрения соответствующему правительству по дипломатическим каналам с предложением представить Рабочей группе в течение 60 дней замечания и соображения по поводу соответствующих утверждений, как в отношении фактов и применимого законодательства, так и в отношении хода и результатов расследований, которые могли в этой связи предписываться.

Направленный правительством ответ в Рабочую группу препровождается источнику для любых окончательных замечаний.

Существуют и другие процедуры, применимые к Рабочей группе по произвольным задержаниям и Рабочей группе по насильственным или недобровольным исчезновениям; с методами их работы можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:

Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).

Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.
Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).

Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.
Шаг № 2
Определяем, на что можно пожаловаться
Если коротко, то на систематическое грубое нарушение любого права человека, закрепленного Всеобщей декларацией прав человека и другими применимыми договорами в области права прав человека.

Обращение в СПЧ – это самый универсальный механизм в системе ООН, чётких определений для которого нет. Если вы считаете, что именно в вашем случае обращения в комитеты недостаточно, или ваш вопрос не относится к юрисдикции комитетов, чьи решения признаёт Россия, то внимательно изучите практику СПЧ. Возможно, вам стоит обратиться туда.
Старейшая процедура рассмотрения жалоб, существовавшая в системе ООН, установленная в 1970 году и уточненная в 2000 году резолюцией 2000/3 (на сайте Совета нет доступа к этой резолюции).
СПЧ рассматривает дела в закрытой процедуре, однако два дела стали публичными. Прочтите и проанализируйте их, чтобы понять, есть ли смысл обращаться в СПЧ. На русском языке доступно дело о протестах в Кыргызстане. Оно касалось применения чрезмерной силы против демонстрантов (в том числе использовании полицией боевых патронов, что привело к гибели людей), произвольных арестов и задержаний лиц, выражавших свой протест, с целью подавления политической оппозиции, гонений на правозащитников и оппозиционных политиков, а также изнасиловании двух женщин, являющихся членами оппозиционных движений в Бишкеке.

Совет принял к сведению ответы, полученные от правительства Кыргызстана, изменение политической ситуации в стране и тот факт, что новое правительство Кыргызстана предприняло активные шаги по рассмотрению вышеупомянутых случаев и расследованию обстоятельств дела.

Краткий обзор всех дел, рассмотренных СПЧ, можно найти здесь (на английском).
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Все, кто считает себя жертвой предполагаемых нарушений прав человека, совершённого любой страной-членом ООН, или заявляет о том, что напрямую располагает достоверной информацией о таких нарушениях:

● Частные лица
● Группы частных лиц или сообщества
● Неправительственные организации
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
В жалобе не нужно ссылаться на конкретные акты, необходимо указать, какое право нарушено и полностью описать ситуацию. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека и других применимых договорах в области права прав человека (например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).
Критерии приемлемости
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Жалоба должна написана на английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Скачать формуляр можно здесь. Если заявитель гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.

Пишите жалобу разборчивым почерком, но предпочтительно заполнение на компьютере.

В жалобе необходимо указать основные личные данные (фамилию, гражданство, дату рождения, почтовый адрес и адрес электронной почты заявителя) и название государства, против которого она подается. Если ваши личные или контактные данные меняются – не забывайте сообщить об этом Секретариату.

Все подтверждающие документы направляйте простой копией - заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.

Если в жалобе недостаточно данных для анализа в рамках процедуры рассмотрения жалоб Совета по правам человека, или не хватает ясности в описании фактов, секретариат Совета по правам человека может обратиться к заявителю с просьбой предоставить более подробную информацию или повторно подать жалобу.

Готовый пакет документов направьте на CP@ohchr.org. В случае, если вы не можете этого сделать, то допускается направление почтой.

Office of United Nations High Commissioner for Human Rights
Human Rights Council Branch-Complaint Procedure Unit
OHCHR- Palais Wilson
United Nations Office at Geneva
CH-1211 Geneva 10, Switzerland

А что дальше?
Первоначальная проверка вашей жалобы осуществляется Председателем Рабочей группы по сообщениям совместно с секретариатом. Рабочая группа (далее – РГ) проводит две сессии в год, на которых принимает решения о приемлемости конкретных жалоб и оценивает по существу утверждения о нарушениях. РГ может как отклонить жалобу, так и начать рассмотрение вашего кейса Рабочей группе по ситуациям.

Рабочая группа по ситуациям собирается на сессии два раза в год и должна на основе информации и рекомендаций, полученных от Рабочей группы по сообщениям, представить Совету доклад о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод со своими рекомендациями по принятию конкретных мер. Эта РГ также может либо отклонить жалобу, либо инициировать рассмотрение. Во втором случае за дело берётся СПЧ.

Совет изучает доклады Рабочей группы по ситуациям конфиденциально и может вынести по ним одно из следующих решений:

● Прекратить рассмотрение конкретной ситуации, если нет оснований для дальнейшего рассмотрения или принятия мер по ней.
● Держать ситуацию под контролем и обратиться к соответствующему государству с просьбой предоставить дополнительную информацию в течение разумного срока.
● Держать ситуацию под контролем и назначить независимого высококвалифицированного эксперта для наблюдения за ней и представления доклада Совету.
● Прекратить изучение конкретного вопроса в рамках конфиденциальной процедуры рассмотрения жалоб и приступить к открытому его рассмотрению. Совет дважды принимал решение прекратить рассмотрение дела в режиме конфиденциальной процедуры и приступал к открытому обсуждению вопроса: в 2006 году по делу против Кыргызстана после рассмотрения по процедуре 1503 и в 2012 году по делу против Эритреи.
● Рекомендовать Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека оказать техническое содействие соответствующему государству, помощь в укреплении его потенциала или консультативные услуги.

С учетом большого объема жалоб для начала рассмотрения жалобы может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Заявителя и государства, которых касается жалоба, информируют о ходе её рассмотрения.
Эта инструкция, как и все проекты Института, стала возможна исключительно благодаря вашей поддержке.

Вы можете помочь нам продолжить свою работу, оформив небольшое пожертвование или купив одно из наших изданий.
Made on
Tilda