Специфика процедуры | Комитеты – это квазисудебные органы, рассматривающие жалобы на случившиеся нарушения прав человека. Их мандат несколько шире, чем у специальных процедур | Самый гибкий, оперативный и, можно сказать, мягкий инструмент защиты прав человека. Спецдокладчик действует в личном статусе и назначается СПЧ – он занимается мониторингом конкретной правовой темы, посещает страны, проводит консультации и выносит рекомендации | Рабочая группа состоит из пяти членов с разных концов земного шара (Африка, Азия, Латинская Америка и Карибский регион, Восточная Европа и Западные страны). Её особенность состоит в квазисудебном характере работы – группы рассматривают обращения и выносят решения | Единый универсальный механизм для нарушений любых прав и свобод человека |
Предмет обращения | Факт состоявшегося нарушения Конвенций ООН, совершённого государствами-членами ООН. Важно, чтобы государство ратифицировало договоры, позволяющие тем или иным комитетам рассматривать жалобы против него | Либо случившееся нарушение, либо ещё не случившееся, когда существует высокий риск того, что оно может произойти и тем самым повлиять на права человека (например, можно пожаловаться на законопроект). Нарушение может совершаться как государством, так и международными и межправительственными организациями | Факт нарушения права, мониторинг и защита которого входит в мандат Рабочей группы (зависит от тематики) | Факт систематического и грубого нарушения Конвенций ООН, совершаемого или совершённого государством-членом ООН |
Есть ли механизм временных мер и обеспечительных мер | Да. Можно обратиться с запросом об указании временных мер для предотвращения причинения непоправимого вреда жертве. Можно также обратиться с просьбой о защите автора обращения от преследования, связанного с самим фактом обращения в комитет ООН | Нет | Да. Можно обратиться с запросом об указании временных мер для предотвращения причинения непоправимого вреда жертве. | Нет |
Есть ли условие об обязательном исчерпании внутренних средств защиты | Да | Нет | Нет | Да |
На какие акты ссылаться в обращении | На профильный договор ООН (Конвенцию), регулирующий тематику, которой занимается тот или иной комитет | На любые акты ООН, касающиеся прав человека* | На любые акты ООН, касающиеся прав человека* | На любые акты ООН, касающиеся прав человека* |
Является ли процедура рассмотрения публичной | Нет, но все решения доступны общественности | Нет, но все отправленные в ходе работы специальных процедур письма и полученные ответы публикуются по истечении периода конфиденциальности | Нет, но все отправленные в ходе работы специальных процедур письма и полученные ответы публикуются по истечении периода конфиденциальности | Нет, процедура рассмотрения сообщений является конфиденциальной |
Конечный результат в случае принятия обращения | Вынесение решения. Иногда государства, помимо решения по жалобе, также могут получить авторитетное руководство по поводу того, какие действия необходимы для укрепления защиты прав человека | Выработка рекомендаций для государств | Публикация мнения – решения по конкретному случаю | Решение и рекомендации по исправлению ситуации |