To main content
 
Подача жалоб в ЕСПЧ
и исполнение его решений
после исключения России
из Совета Европы
16 марта 2022 года Комитет министров Совета Европы
решил исключить Россию из организации. В ответ на это в России приняли закон, позволяющий не исполнять решения ЕСПЧ.

С 16 сентября Россия перестала быть стороной
Европейской Конвенции по правам человека.

На этой странице юристы Института рассказывают, что будет с уже поданными жалобами и что делать тем, кто только планировал обратиться в ЕСПЧ.

Дата последнего обновления: 16 сентября 2022 года
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
1
25 февраля 2022 года
Комитет Министров Совета Европы принимает решение приостановить право представительства РФ в Комитете Министров и Парламентской Ассамблее.

Указанное решение вступило в силу немедленно.

Несмотря на это, Россия осталась членом Совета Европы и участницей всех подписанных ею договоров, включая Европейскую Конвенцию по правам человека.
2
10 марта 2022 года
МИД РФ заявил о своём нежелании продолжать диалог в рамках Совета Европы. Именно этот шаг, несмотря на его неформальность, и поставил под вопрос дальнейшее участие России в СЕ.

Заявление МИДа не являлось надлежащим уведомлением о выходе Российской Федерации из состава участников Совета Европы.
3
14-15 марта 2022 года
Парламентская Ассамблея Совета Европы собралась на внеочередную пленарную сессию для обсуждения сложившейся ситуации.

15 марта ПАСЕ проголосовала
за выход России из Совета Европы.
4
15 марта 2022 года
МИД РФ сообщило о передаче Генеральному секретарю СЕ уведомления о выходе РФ из Совета Европы.
5
16 марта 2022 года
С этой даты наступило прекращение членства РФ в Совете Европы – за такое решение проголосовал Комитет Министров СЕ.

В тот же день ЕСПЧ сообщил о приостановлении рассмотрений жалоб против Российской Федерации – до прояснения правовых последствий решения Комитета Министров.
А насколько легитимным было исключение России из СЕ?
6
17 марта 2022 года
ЕСПЧ приостановил работу судьи от России Михаила Лобова
7
22 марта 2022 года
По итогам пленарной сессии Европейский Суд по правам человека отменил приостановление рассмотрения жалоб против России. Россияне вновь могут обращаться в ЕСПЧ.
8
16 мая 2022 года
В Государственную Думу внесли законопроект о прекращении исполнения решений ЕСПЧ, вынесенных после 15 марта 2022 года – на выплаты компенсаций по уже вынесенным постановлениям есть время до 1 января 2023 года, а из ГПК, АПК и КАС предлагается убрать вынесение решения Европейским Судом из перечня оснований для пересмотра дела российскими судами.

Ещё одна инициатива предлагает внести аналогичные правки, но уже в УПК.
9
18 мая 2022 года
Инициативы, внесённые в Госдуму 16 мая, приняты в первом чтении. Против проголосовали всего два депутата.
А здесь Светлана Миронова и Елена Юришина разбирают законопроект и анализируют его соответствие нормам международного права
10
7 июня 2022 года
Государственная Дума ФС РФ во втором и окончательном чтениях приняла законы о неисполнении постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта 2022 года (в первом чтении рассматривался вопрос только о вынесенных после этой даты).

В этот же день законы утвердили и в Совете Федерации.
11
5 сентября 2022 года
ЕСПЧ принял резолюцию, которой формально сообщил, что после 16 сентября 2022 года в Суде не будет судьи от России (на текущий момент им являлся Михаил Лобов)
12
16 сентября 2022 года
В этот день закончилось участие России в Европейской Конвенции по правам человека, а на нарушения, совершённые РФ после этой даты, пожаловаться в ЕСПЧ нельзя будет даже технически.

ЕСПЧ отметил, что продолжит рассматривать жалобы россиян на нарушения, имевшие место до 16 сентября.
Как это затрагивает
Европейский Суд по правам человека?
Членство в Совете Европы подразумевает ратификацию государством-участником не только Устава СЕ, но и Европейской Конвенции по правам человека.

Именно участие РФ в ЕКПЧ даёт возможность нашим и иностранным гражданам обращаться за защитой в Европейский Суд по правам человека,
если Россия нарушила права, предусмотренные Конвенцией.

Решения ЕСПЧ носят для государств-участников обязательный характер.

Исключение России из Совета Европы автоматически означает прекращение действия на территории страны Европейской Конвенции по правам человека.

Это лишит людей возможности жаловаться в ЕСПЧ на нарушения, ответственность за которые несёт Российская Федерация.
Самый главный вопрос: а что будет дальше?
Все уже поданные жалобы против Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека будут рассмотрены Судом в обычном порядке.

Исключение страны, по положениям Европейской Конвенции, на процедуры разрешения уже начатых дел не влияет.

Если вы уже обратились в ЕСПЧ, то по всем правилам переживать не нужно – на рассмотрении вашей жалобы это не отразится.

Другой вопрос касается исполнения решения, которое по вашему делу может вынести ЕСПЧ. Всё дело в том, что 7 июня 2022 года в России были приняты два закона, делающие исполнение постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта 2022 года, невозможным.
А в чём суть этих законов?
Нажмите, чтобы узнать подробнее
Даже после исключения из Совета Европы и денонсации ЕКПЧ любая страна, как следует из статей 46 и 58 Конвенции, должна исполнить все решения, вынесенные до даты прекращения своего членства (в случае России – до 15 сентября 2022 года включительно).

Другими словами, в теории, страна-участница (даже бывшая) обязана исполнять окончательные постановления ЕСПЧ по любому делу, в котором она выступала стороной.

Однако на практике ситуация иная.

7 июня 2022 года в России приняли законы, ограничивающие исполнение постановлений ЕСПЧ в зависимости от даты их вступления в силу.
А в чём суть этих законов?
Нажмите, чтобы узнать подробнее
Теперь всё зависит от того, когда постановление по вашему делу вступило в силу:
А как мне точно узнать, когда это произошло?
Нажмите, чтобы узнать подробнее
Российская Федерация должна выплатить вам компенсацию. На получение денег у вас есть время до 1 января 2023 года.

Однако с пересмотром вашего дела в России могут возникнуть сложности: суды могут, а не обязаны руководствоваться при решении вопроса о пересмотре редакциями процессуальных кодексов, действовавших ранее (в которых ещё упоминались постановления ЕСПЧ как основание для пересмотра).
Если постановление по вашему делу вынесено с 16 марта 2022 года, то, несмотря на крайнюю дату пребывания РФ в СЕ и требования Конвенции в части денонсации и обязательств государства, рассчитывать на компенсации и пересмотр из-за нового закона не стоит.
Конвенция продолжает своё действие в отношении всех нарушений, которые были совершены Россией до 15 сентября 2022 года включительно. Жалобы на них, по общему правилу, будут рассмотрены ЕСПЧ в обычном порядке.
Не очень понял. Можно пример?
Да! Нажмите сюда, чтобы посмотреть
Однако при подаче жалобы важно помнить о том, что если ЕСПЧ вынесет постановление в вашу пользу, то добиться его исполнения в России и получения компенсации будет невозможно.
Всё потому, что 7 июня 2022 года был принят закон, прекращающий исполнение постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта 2022 года.

А в чём суть этих законов?
Нажмите, чтобы узнать подробнее
Если ваша цель – добиться справедливости, то вы можете подать жалобу в ЕСПЧ, хоть и практической выгоды от этого, вероятнее всего, не будет.
Важно помнить, что если вы гражданин Российской Федерации, желающий подать жалобу против любого другого государства-члена Совета Европы (не России), то выход России из СЕ не лишит вас права на обращение до тех пор, пока страна-нарушительница является членом СЕ.
Если Вы обращались в ЕСПЧ при помощи юристов Института и у Вас появились вопросы, пожалуйста, напишите нам – мы постараемся на них ответить
Telegram-бот: @ILPP_Bot
e-mail: ecthr@mail-ilpp.ru
Членство России в Совете Европы и её участие в Европейской Конвенции по правам человека позволили провести множество важных реформ в самых разных сферах российского законодательства, а также высветить иные системные проблемы, требующие решения. Выход России из Совета Европы — это большая трагедия для российской правовой системы и для всего российского общества. Он означает не только невозможность для россиян в ближайшем будущем добиваться справедливости в Европейском Суде по правам человека, но и прекращение сотрудничества с европейскими государствами по очень многим направлениям.

Совет Европы — это не только Европейская Конвенция по правам человека и Суд. Это более двухсот международных соглашений в самых разных сферах, включая борьбу с коррупционными преступлениями, отмыванием денег, финансированием терроризма, киберпреступлениями, пытками и бесчеловечным или унижающим достоинство обращением или наказанием, домашним насилием и насилием в отношении женщин. Это множество различных органов и комитетов, вырабатывающих общеевропейские стандарты и правила. Это постоянные контакты представителей государств-членов на самых разных уровнях, обмен информацией и опытом и поддержка в проведении системных реформ. Все эти преимущества и возможности будут утрачены, и наша страна окажется в изоляции от общеевропейского сотрудничества на неопределенный период.

В истории Совета Европы единственным относительно схожим со сложившейся ситуацией примером был выход Греции в 1969 году после установления в стране режима «Чёрных полковников». Эта отсылка даёт нам надежду, ведь в 1974 году после падения режима Греция вновь ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека и вернулась в состав Совета Европы.

Вместе с тем, учитывая разницу в историческом и политическом контексте, в настоящее время невозможно спрогнозировать, когда такое возвращение для России станет возможным и с какими потерями для нас всех оно состоится.

По всей видимости, гипотетическое возвращение России в Совет Европы станет возможным лишь после исполнения всех постановлений, вынесенных против неё Европейским Судом по правам человека с 1998 года. Сейчас таких неисполненных постановлений уже около двух тысяч, а по состоянию на конец апреля 2022 года своего рассмотрения в ЕСПЧ ожидали еще свыше 18 тысяч дел против России. До 16 сентября и после него в Суд поступят ещё тысячи жалоб от россиян и граждан других государств на нарушение их прав и свобод российскими властями. С учётом принятого 7 июня закона исполнение большинства постановлений ЕСПЧ будет отложено на неопределённый срок. Причём речь в данном случае идёт не только о выплате справедливых компенсаций, но и о принятии индивидуальных мер, а также мер общего характера, которые могут варьироваться от изменения правоприменительных практик до проведения комплексных реформ в самых разных сферах.
Светлана Миронова
ведущий юрист Института и юрист Секретариата ЕСПЧ (2017-2021)
Европейская Конвенция была одним из немногих международных эффективных механизмов защиты, который могли себе позволить граждане России, для многих это было чем-то вроде «последней инстанции», последним шансом восстановить справедливость: если не закона, то как минимум – получение компенсации от государства.

К тому же, Россия до недавнего времени оставалась в числе основных «поставщиков» жалоб в ЕСПЧ, что уже говорит о значимости Конвенции, выход из которой – констатация того, что россияне остаются наедине с собой и своими проблемами.

Национальные суды и так не часто вникали в практику Европейского Суда, сейчас это вовсе позволит её игнорировать.

Остаётся надеяться на другие механизмы защиты, которые не так часто использовались отечественной правозащитой, например, механизмы ООН: Комитет по правам человека, Управление Верховного комиссара по правам человека, Комитет против пыток и подкомитет по предупреждению пыток, Комитет по насильственным исчезновением и другие.
Иван Брикульский
юрист Института
Made on
Tilda