Подача жалоб в ЕСПЧ
после исключения России
из Совета Европы
16 марта 2022 года Комитет министров Совета Европы
принял решение исключить Россию из организации.

На этой странице юристы Института рассказывают, что будет с уже поданными жалобами и что делать тем, кто только планировал обратиться в ЕСПЧ.

Информация будет обновляться по ходу изменения правовой и политической ситуации.
1
25 февраля 2022 года
Комитет Министров Совета Европы принимает решение приостановить право представительства РФ в Комитете Министров и Парламентской Ассамблее.

Указанное решение вступило в силу немедленно.

Несмотря на это, Россия осталась членом Совета Европы и участницей всех подписанных ею договоров, включая Европейскую Конвенцию по правам человека.
2
10 марта 2022 года
МИД РФ заявил о своём нежелании продолжать диалог в рамках Совета Европы. Именно этот шаг, несмотря на его неформальность, и поставил под вопрос дальнейшее участие России в СЕ.

Заявление МИДа не являлось надлежащим уведомлением о выходе Российской Федерации из состава участников Совета Европы.
3
14-15 марта 2022 года
Парламентская Ассамблея Совета Европы собралась на внеочередную пленарную сессию для обсуждения сложившейся ситуации.

15 марта ПАСЕ проголосовала
за выход России из Совета Европы.
4
15 марта 2022 года
МИД РФ сообщило о передаче Генеральному секретарю СЕ уведомления о выходе РФ из Совета Европы.
5
16 марта 2022 года
С этой даты наступило прекращение членства РФ в Совете Европы – за такое решение проголосовал Комитет Министров СЕ.

В тот же день ЕСПЧ сообщил о приостановлении рассмотрений жалоб против Российской Федерации – до прояснения правовых последствий решения Комитета Министров.
А насколько легитимным было исключение России из СЕ?
6
17 марта 2022 года
ЕСПЧ приостановил работу судьи от России Михаила Лобова
7
22 марта 2022 года
По итогам пленарной сессии Европейский Суд по правам человека отменил приостановление рассмотрения жалоб против России. Россияне вновь могут обращаться в ЕСПЧ.
8
16 мая 2022 года
В Государственную Думу внесли законопроект о прекращении исполнения решений ЕСПЧ, вынесенных после 15 марта 2022 года – на выплаты компенсаций по уже вынесенным постановлениям есть время до 1 января 2023 года, а из ГПК, АПК и КАС предлагается убрать вынесение решения Европейским Судом из перечня оснований для пересмотра дела российскими судами.

Ещё одна инициатива предлагает внести аналогичные правки, но уже в УПК.
9
16 сентября 2022 года
В этот день закончится участие России в Европейской Конвенции по правам человека, а на нарушения, совершённые РФ после этой даты, пожаловаться в ЕСПЧ нельзя будет технически.
Как это затрагивает
Европейский Суд по правам человека?
Членство в Совете Европы подразумевает ратификацию государством-участником не только Устава СЕ, но и Европейской Конвенции по правам человека.

Именно участие РФ в ЕКПЧ даёт возможность нашим и иностранным гражданам обращаться за защитой в Европейский Суд по правам человека,
если Россия нарушила права, предусмотренные Конвенцией.

Решения ЕСПЧ носят для государств-участников обязательный характер.

Исключение России из Совета Европы автоматически означает прекращение действия на территории страны Европейской Конвенции по правам человека.

Это лишит людей возможности жаловаться в ЕСПЧ на нарушения, ответственность за которые несёт Российская Федерация.
Самый главный вопрос: а что будет дальше?
Я уже подал жалобу в ЕСПЧ. Что с ней будет?
ЕСПЧ принял по моему делу решение, но я жду его исполнения в РФ
Я только планирую подать жалобу. Есть ли у меня такая возможность?
Все жалобы против Российской Федерации, уже поданные заявителями в Европейский Суд по правам человека, должны быть рассмотрены ЕСПЧ в обычном порядке.

Исключение страны, по положениям Европейской Конвенции, на процедуры разрешения уже начатых дел не влияет.

Если вы уже обратились в ЕСПЧ, то по всем правилам переживать не нужно – на рассмотрении вашей жалобы это отразиться не должно.

Однако есть сомнения в решении российских властей исполнять последующие постановления ЕСПЧ – 16 мая 2022 года стало известно о внесении в Госдуму законопроекта о неисполнении решений ЕСПЧ, вынесенных с 16 марта 2022 года – как в части выплаты компенсаций, так и пересмотра дел российскими судами.

Если закон примут в исходном виде, то решения ЕСПЧ, вынесенные после 15 марта 2022 года против России, вопреки требованиям Конвенции, обязывающим государство исполнять решения по всем делам, в которых она была стороной, скорее всего, останутся декларациями. При этом возможны изменения в будущих чтениях документа.
Даже после исключения из Совета Европы и денонсации ЕКПЧ любая страна, как следует из статей 46 и 58 Конвенции, должна исполнить все решения, вынесенные до даты прекращения членства (в случае России – до 15 сентября 2022 года включительно):
страна-участница обязана исполнять окончательные постановления ЕСПЧ
по любому делу, в котором она выступала стороной.


Однако это в теории.
16 мая 2022 года стало известно о внесении в Госдуму законопроекта о неисполнении решений ЕСПЧ, вынесенных с 16 марта 2022 года.

Другими словами, в случае принятия закона возможны два варианта:

1) если решение по вашему делу вынесено до 15 марта 2022 включительно, то, как следует из законопроекта, у вас будет время до 1 января 2023 года, чтобы получить компенсацию; ещё один законопроект предлагает сузить перечень оснований пересмотра дел, убрав из него вынесение Европейским Судом постановления в пользу заявителя – в случае его принятия, на шансы на пересмотр, вероятней всего, снизятся;

2) если решение по вашему делу вынесено после 16 марта 2022 года, то, несмотря на крайнюю дату пребывания РФ в СЕ и требования Конвенции в части денонсации и обязательств государства, рассчитывать на компенсации и пересмотр в случае принятия закона, вероятней всего, на практике будет невозможно.

В дальнейших чтениях законопроект может претерпеть изменения.
Если Вы обращались в ЕСПЧ при помощи юристов Института и у Вас появились вопросы, пожалуйста, напишите нам – мы постараемся на них ответить
Telegram-бот: @ILPP_Bot
e-mail: ecthr@mail-ilpp.ru
В теории Конвенция продолжает своё действие в отношении всех нарушений, которые были совершены Россией до 15 сентября 2022 года включительно.

Предположим, что 15 сентября 2022 года произойдёт нарушение, на которое вы захотите пожаловаться в ЕСПЧ, но все средства внутренней правовой защиты будут исчерпаны только в 2025 году – даже в этом случае подать жалобу в Европейский Суд будет можно.

Право подачи жалоб ограничивается не временем участия страны в ЕКПЧ, а именно датой нарушения – важно, чтобы она пришлась на момент до прекращения действия Конвенции.


Подытожим: по любым нарушениям прав, совершённым вплоть до 15 сентября 2022 года включительно, также могут быть поданы жалобы при соблюдении условий приемлемости, предусмотренных Конвенцией, включая требование об исчерпании внутренних средств правовой защиты и четырёхмесячного срока на подачу жалобы после вынесения окончательного решения внутри страны.

Такие обращения, по общему правилу, должны быть рассмотрены ЕСПЧ в обычном порядке.

Однако при подаче жалобы важно оценивать реальную вероятность исполнения постановления в РФ, если оно будет принято в вашу пользу:
16 мая 2022 года стало известно о внесении в Госдуму законопроекта о неисполнении решений ЕСПЧ, вынесенных с 16 марта 2022 года.

Другими словами, в случае принятия закона, несмотря на крайнюю дату пребывания РФ в СЕ (15 сентября 2022 года) и статьи Конвенции об обязательствах государства при денонсации, рассчитывать на компенсации и пересмотр на практике будет крайне сложно.

Есть вероятность, что в дальнейших чтениях законопроект претерпит изменения.

Важно помнить, что если вы гражданин Российской Федерации, желающий подать жалобу против любого другого государства-члена Совета Европы (не России), то выход России из СЕ не лишит вас права на обращение до тех пор, пока страна-нарушительница является членом СЕ.
Членство России в Совете Европы и её участие в Европейской Конвенции по правам человека позволили провести множество важных реформ в самых разных сферах российского законодательства, а также высветить иные системные проблемы, требующие решения. Выход России из Совета Европы — это большая трагедия для российской правовой системы и для всего российского общества. Он означает не только невозможность для россиян в ближайшем будущем добиваться справедливости в Европейском Суде по правам человека, но и прекращение сотрудничества с европейскими государствами по очень многим направлениям.

Совет Европы — это не только Европейская Конвенция по правам человека и Суд. Это более двухсот международных соглашений в самых разных сферах, включая борьбу с коррупционными преступлениями, отмыванием денег, финансированием терроризма, киберпреступлениями, пытками и бесчеловечным или унижающим достоинство обращением или наказанием, домашним насилием и насилием в отношении женщин. Это множество различных органов и комитетов, вырабатывающих общеевропейские стандарты и правила. Это постоянные контакты представителей государств-членов на самых разных уровнях, обмен информацией и опытом и поддержка в проведении системных реформ. Все эти преимущества и возможности будут утрачены, и наша страна окажется в изоляции от общеевропейского сотрудничества на неопределенный период.

В истории Совета Европы единственным относительно схожим со сложившейся ситуацией примером был выход Греции в 1969 году после установления в стране режима «Чёрных полковников». Эта отсылка даёт нам надежду, ведь в 1974 году после падения режима Греция вновь ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека и вернулась в состав Совета Европы.

Вместе с тем, учитывая разницу в историческом и политическом контексте, в настоящее время невозможно спрогнозировать, когда такое возвращение для России станет возможным и с какими потерями для нас всех оно состоится
Светлана Миронова
ведущий юрист Института и юрист Секретариата ЕСПЧ (2017-2021)
Европейская Конвенция была одним из немногих международных эффективных механизмов защиты, который могли себе позволить граждане России, для многих это было чем-то вроде «последней инстанции», последним шансом восстановить справедливость: если не закона, то как минимум – получение компенсации от государства.

К тому же, Россия до недавнего времени оставалась в числе основных «поставщиков» жалоб в ЕСПЧ, что уже говорит о значимости Конвенции, выход из которой – констатация того, что россияне остаются наедине с собой и своими проблемами.

Национальные суды и так не часто вникали в практику Европейского Суда, сейчас это вовсе позволит её игнорировать.

Остаётся надеяться на другие механизмы защиты, которые не так часто использовались отечественной правозащитой, например, механизмы ООН: Комитет по правам человека, Управление Верховного комиссара по правам человека, Комитет против пыток и подкомитет по предупреждению пыток, Комитет по насильственным исчезновением и другие.
Иван Брикульский
юрист Института
Made on
Tilda