Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
Дело Института
о принудительном включении
в реестр «НКО-иноагентов»
Летом 2021 года решением Минюста нас включили в список иностранных агентов. Теперь мы обязаны маркировать каждое своё слово – будь то в Интернете или на официальных бланках. Мы вынуждены каждый день сталкиваться с ограничениями, накладываемыми этим дискриминационным и совершенно несправедливым статусом

Мы не согласны с этим решением и до последнего будем добиваться его отмены

Мы занимаемся наукой и исследованиями. Мы пишем экспертные заключения. Мы представляем интересы людей в российских и международных механизмах защиты прав человека. Мы издаём книги и проводим просветительские мероприятия для экспертов и массовой аудитории. Наша деятельность не является политической
13 июля 2021 года московский Минюст передал нам 85-страничный акт о результатах внеплановой проверки деятельности Института на предмет соответствия российскому законодательству. Административный регламент Министерства юстиции РФ отводит нам 15 дней на подготовку возражений, и мы указали в акте о намерении их предоставить.

15 июля нас включили в реестр.
Здесь мы подробно рассказываем
о деле Института
Кратко – обо всех процессах с нашим участием.
Страница регулярно обновляется
Внесению Института в реестр предшествовала проверка

24 мая 2021 года Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве назначило внеплановую документарную проверку в отношении Института. Её основаниями послужили обращения гражданина, направленные путём заполнения электронной формы на сайте Минюста России.

9 июля 2021 года ГУ Минюста по Москве составило акт проверки, в котором указало, что Институт осуществляет политическую деятельность. По мнению ведомства, к политической деятельности относятся:

– Проведение публичных обсуждений конституционно-правовых вопросов;
– Публикация правовых исследований на сайтах. Среди них – доклад о состоянии адвокатуры, о переходном правосудии и об исследовании нарративов в общественном сознании Германии, Украины и России;
– Подача заключений «друга суда» в Конституционный Суд РФ;
– Публикация эксперта Института;
– Подписание петиции о правовой экспертизе поправок в Конституцию РФ директором Института;
– Направление официального обращения Уполномоченному РФ при ЕСПЧ М.Л. Гальперину с экспертной оценкой необходимости исполнения постановления ЕСПЧ;
– Подготовка модельного текста законопроекта во исполнение постановления Конституционного Суда РФ по делу, которое вёл Институт.

13 июля 2021 года Институт получил акт проверки и проинформировал ГУ Минюста по Москве о том, что на него будут поданы возражения в пределах установленного законом 15-дневного срока.

Однако уже через 2 дня, не дожидаясь возражений, Минюст России принял решение о включении Института в реестр НКО-иноагентов. Об этом решении Институт узнал через СМИ.

Возражения на акт проверки были поданы 23 июля 2021 года. Они выражали позицию Института, объясняющую научный, а неполитический характер деятельности организации по всем указанным Минюстом видам деятельности. Вследствие этого Минюсту надлежало исключить Институт из реестра иностранных агентов, даже при условии получения финансирования из нероссийских источников.

24 августа 2021 года законный представитель Института был приглашён на составление протокола об административном правонарушении (часть 1 статьи 19.34 КоАП России). Суть «правонарушения» заключается в том, что Институт осуществлял деятельность НКО-иноагента без внесения в реестр до 15 июля 2021 года (то есть до даты внесения в реестр НКО-иноагентов).
6 и 21 июля 2021 года Институт подал ряд обращений в Минюст России, в которых обратил внимание на следующие нарушения законодательства при проведении проверки и внесении Института в реестр НКО-иноагентов:

– проведение внеплановой проверки в отсутствие конкретных оснований является непропорциональным вмешательством в деятельность организации;

– личность гражданина, обращения которого послужили основанием для проведения внеплановой проверки, не была установлена в нарушение требований части 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Заполнение электронной формы на сайте Минюста России не предполагает подтверждение личности человека, подавшего обращение. В условиях отсутствия идентификации через ЕСИА (Госуслуги), сотрудники Минюста даже не предприняли попыток встретиться или созвониться с заявителем;

– Институт был внесён Минюстом России в реестр НКО-«иноагентов» через 2 дня после получения им акта проверки. Соответственно, данное решение принималось исключительно на основании доводов проверяющего органа – Главного управления Минюста по Москве. Доводы Института, выраженные в возражениях на акт проверки, не рассматривались. Это означает, что Институту не была дана возможность реализовать право на предоставление своей позиции в полной мере, поскольку эта позиция не была рассмотрена до вынесения распоряжения о включении в реестр. Кроме того, Институт узнал о включении в реестр из СМИ, а не посредством поступления из Минюста официального документа. Отсутствие коммуникации между некоммерческими организациями и государственными органами вызывает возмущение.

Институт получил ответ на данные обращения 23 августа 2021 года. Минюст России указал, что не выявил нарушений в ходе проведения проверки и вынесения решения об иноагентстве Института. Фактически госорган подтвердил, что считает допустимым с точки зрения закона проводить проверку и включать в реестр «иноагентов»:

(1) без ясно описанных критериев отличия внеплановой проверки от плановой,
(2) на основании лишь анонимного доноса с домыслами неизвестного лица,
(3) без сбора доказательств отличия научной от политической деятельности,
(4) не прояснив позицию некоммерческой организации,
(5) информируя через СМИ и ставя организацию таким образом в уязвимое положение перед общественным мнением;
(6) подвергая угрозе репутацию всех сотрудников и экспертов организации.

Что интересно, сам ответ датирован 5 августа 2021 года (то есть самым крайним сроком ответа на наш запрос), трек-номер почтовому отправлению был присвоен 11 августа 2021 года, а само письмо было сдано в отделение почтовой связи только 18 августа 2021 года. Таким образом, Минюст нарушил установленные сроки ответа на обращения. Через манипуляции с сервисами Почты России чиновники пытались скрыть это нарушение.

Сравните различия в подходах. Распоряжение о внеплановой проверке направляют в Институт через 2 рабочих дня после анонимного доноса; Институту не дают законные 15 дней на предоставление возражений; через 2 дня после вручения акта проверки информируют о включении в реестр «иностранных агентов», влекущим поражение в правах, – причём делают это через СМИ. А сами позволяют превышать установленные 30 дней на направление ответа, и отказываются признать это нарушение.

27 августа 2021 года Институт направил жалобу в Генеральную прокуратуру России, в котором просил признать незаконным бездействие Минюста России по вопросам, указанным выше.

Срок рассмотрения жалобы Института был продлён Генеральной прокуратурой России до 29 октября 2021 года. Ответ Генеральной прокуратуры от 29 октября 2021 года был направлен Институту только 18 ноября 2021 года. Генпрокуратура отказала в удовлетворении жалобы, поскольку доводы «являются предметом судебного разбирательства».
19 августа 2021 года Институт подал административный иск об оспаривании решения о внесении его в реестр НКО-иноагентов в Замоскворецкий суд г. Москвы:

Наши ключевые аргументы заключаются в следующем:


Во-первых, Институт не осуществляет политическую деятельность. Согласно пункту 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», к политической деятельности не относятся деятельность в области науки, социальной поддержки и защиты граждан.

Подача заключений «друга суда» (иначе – инициативных научных заключений) в Конституционный Суд России, подача экспертного заключения Уполномоченному России в ЕСПЧ, публикация научных исследований, публичное обсуждение правовых вопросов являются деятельностью в области науки и не могут признаваться политической деятельностью. Все перечисленные действия, например, являются составляющими обязательной деятельности преподавателей и научных сотрудников государственных и частных университетов, и сопоставимы с требованиями, предъявляемыми к кандидатским и докторским диссертациям. Подобная деятельность в области науки также защищается статьёй 44 Конституции.

Подготовка модельного законопроекта по делу реабилитированных жертв политических репрессий, которое вела судебная практика Института, является деятельностью в области социальной поддержки и защиты граждан. Соответственно, данная деятельность также не может рассматриваться как политическая.

Подписание петиции о правовой экспертизе поправок в Конституцию РФ, публикация эксперта Института являются выражением позиции конкретных людей, высказанной ими в личном качестве. Каждое основание, по которому органы юстиции признали Институт иностранным агентом является признаком научной, а не политической деятельности, находит подтверждение в практике других организаций, чья деятельность не признана политической. Более того, законодательство и локальные нормативные акты научно-исследовательских, образовательных организаций закрепляют в качестве критериев научного характера работы соблюдение требований по критике законодательства, по разработке, публикации и внесению предложений по совершенствованию правовой системы. Соблюдение данных требований необходимо также для принятия решений о присуждении учёной степени, принятия результатов исследований к публикации, высокой оценки научного вклада.

Во-вторых, личность гражданина, направившего обращения, которые потом послужили основанием провести проверку, не была установлена. Без идентификации личности невозможно привлечь к ответственности за клевету в случае, если будет установлена ложность и порочащий сообщённой информации. Инициирование внеплановой проверки на основании обращений гражданина, поданных посредством заполнения электронных форм подачи обращения без дальнейшей проверки сведений о личности гражданина с помощью ЕСИА – прямое нарушение требований части 3 статьи 10 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В-третьих, оспариваемое решение было принято без учёта позиции Института, выраженной им в возражениях на акт проверки. Законодатель, предусматривая право проверяемого юридического лица на подачу возражений в отношении акта проверки, имел в виду необходимость принятия таких возражений во внимание тем органом, который согласно действующему законодательству является адресатом таких возражений. В случае Института Минюст России продемонстрировал, что на стадии внесения в реестр НКО-иноагентов доводы проверяемой организации не принимаются во внимание.

Решением от 4 октября 2021 года Замоскворецкий районный суд г. Москвы отказал Институту в удовлетворении требований, руководствуясь следующими мотивами:

– «При проведении проверки обоснованно было установлено осуществление Институтом политической деятельности, а не научной». Однако на вопрос представителя Института о том, как оценивалась и оценивалась ли «научность» деятельности Института, представители минюста не смогли ответить;

– Закон о некоммерческих организациях не содержит специальных требований к идентификации гражданина. При этом суд проигнорировал положение части 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, применимое к проведению любых внеплановых проверок любых юридических лиц;

– «решение о включении Института в Реестр процессуально не связано с правом на защиту в досудебном порядке», то есть с правом на представление возражений.

21 декабря 2021 года Мосгорсуд оставил решение суда первой инстанции без изменений, апелляционные доводы Института были отклонены. Частная жалоба также оставлена без удовлетворения.

15 июня 2022 года Второй кассационный суд общей юрисдикции не принял во внимание ни один из доводов представителей Института о неправильном применении норм материального права и процессуальных нарушениях. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

Суды посчитали, что закон не возлагает на Министерство юстиции обязанность представлять объективные доказательства политического характера деятельности организации, включённой в реестр иностранных агентов. По мнению судов, Министерство юстиции уполномочено признать деятельность политической на основе убеждений отдельных должностных лиц, не подкреплённых доказательствами. И в ходе судопроизводства суды отказываются проверять, основаны ли выводы о политическом характере деятельности организации на объективных доказательствах. Это порождает произвол в вопросе признания организаций иностранными агентами. В результате суды квалифицировали деятельность Института в качестве политической при отсутствии доказательств политического характера деятельности.

Вместе с тем, Институт никогда не позиционировал себя в качестве субъекта политической деятельности, не осуществлял ни одну из форм политической деятельности, которые упомянуты в Законе о некоммерческих организациях. Институт не вёл и не ведёт политическую борьбу, не участвует в политических мероприятиях, не организует их, не отдаёт предпочтение никаким из политических сил, идеологий.

По вопросу анонимности заявителя суды указали, что сообщение некоторых сведений о себе, без подтверждения личности, является приемлемым в сфере контроля за НКО независимо от общего правила о недопустимости анонимных обращений.

Также суды считают, что возражения организации относительно обоснованности выводов проверки и её процедуры могут не приниматься во внимание, потому что Минюст самодостаточен, правом на представление возражений можно пренебречь.

Кроме того, Суды немотивированно пришли к выводу о том, что признание Института иностранным агентом не нарушает и даже не ограничивает его права и свободы.

Определением судьи Верховного суда от 8 ноября 2022 года отказано в пересмотре актов нижестоящих инстанций.

Карточка дела ⟶

7 ноября 2023 года Институт подал жалобу в Конституционный Суд на 45 страницах с приложениями на 113 страницах.

7 марта 2023 года мы обратились в Европейский суд с жалобой на нарушение свободы объединения и свободы выражения мнений в рамках научной деятельности. Жалоба коммуницирована властям Российской Федерации

Дополнительно в отношении нас возбудили административное дело по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ – за то, что мы самостоятельно не внесли себя в реестр.

Первое судебное заседание по делу об административном правонарушении состоялось 22 ноября 2021 года в Мещанском районном суде г. Москвы. Суд первой инстанции, вопреки требованию части 1 статьи 2.1. КоАП РФ, не привел никаких доказательств вины, а равно не установил форму вины Института. Вместе с тем, состав правонарушения требует доказательств вины в форме умысла.

Институт обращал внимание суда на нарушение принципа правовой определенности в правоприменительной практике Минюста, так как контролируемые виды деятельности Института по результатам прежних проверок рассматривались ГУ Минюста по Москве в качестве научной, а не политической деятельности. У организации были все основания полагать, что ГУ МЮ РФ по г. Москве, как и раньше, трактует его виды деятельности как виды научной деятельности (что дополнительно подтверждается актом проверки, где отмечено, что АНО «Институт права и публичной политики» не выходит за пределы своих уставных целей, которые являются сугубо научными, а не политическими.

В судебных заседаниях представители Минюста подтвердили, что при проведении проверки чиновники не изучали вопрос о том, подпадает ли деятельность организации под описанные в законодательстве о некоммерческих организациях исключения, в том числе, в принципе не рассматривался вопрос о том, является ли деятельность Института деятельностью в области науки, социальной защиты и поддержки граждан и благотворительности.

Ни контролирующий орган, ни суд не смогли указать каких-либо четких критериев разграничения научной в области политологии, конституционного права, социологии, с одной стороны, и политической деятельностью, с другой. Вместе с тем, 23 декабря 2021 года Мещанский районный суд оштрафовал Институт на 300 000 рублей.

29 июня 2022 года Мосгорсуд оставил решение суда первой инстанции без изменения. 12 декабря 2022 года Второй кассационный суд общей юрисдикции отказал в отмене нижестоящих актов. Постановлением Верховного Суда от 9 марта 2023 года засилена позиция о допустимости привлечения Института к административной ответственности.

Благодаря вашей поддержке 25 августа 2022 года мы полностью оплатили штраф.

Карточка дела ⟶
7 ноября 2023 года Институт подал жалобу в Конституционный Суд на 45 страницах с приложениями на 113 страницах. 10 ноября жалоба была зарегистрирована Судом и передана на изучение Секретариата.

В нашей жалобе в Конституционный Суд мы оспариваем законодательство об иностранных агентах, которое существенно препятствует проведению научных исследований в области конституционного права.

Основная проблема, на которую жалоба обращает внимание Конституционного Суда –закон не позволяет разграничить научную и политическую деятельность. Дефиниция политической деятельности и её формы практически совпадают с научной деятельностью и её формами. Хотя закон и предусматривает оговорку, что наука не может быть политической, разграничить "политику" и "науку" на практике невозможно.

Например, закон определяет политическую деятельность как деятельность в таких сферах как государственное строительство, федерализм, защита основ конституционного строя, развитие политической деятельности, деятельности органов публичной власти и т.д. Формами выступают - публичные дебаты, дискуссии, выступления, обращения к органам власти, распространение мнений о решениях, принимаемых органами власти, а также формирование общественно-политических взглядов и убеждений.

Дефиниция политической деятельность и её формы полностью совпадают с предметом науки конституционного права, а также формами такой деятельности: учёные и эксперты проводят публичные обсуждения, дебаты, дискуссии, круглые столы и тем самым влияют на формирование взглядов и убеждений.

Это противоречит постановлению КС от 8 апреля 2014 года № 10-П: тогда КС говорил, что научная деятельность даже при наличии иностранного финансирования не может признаваться политической.

Институт был включён в реестр НКО-иноагентов за:
– научно-экспертные заключения amicus curiae в КС;
– публикацию аналитических и экспертных докладов, мнений и точек зрения;
– проведение дискуссий, семинаров и круглых столов;
– подписание петиции о правовой экспертизе Венецианской комиссии о поправках к Конституции;
– обращение в государственные органы;
– а также за разработку законопроекта по мотивам постановления КС – изменений в Федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий».

Минюст отнёс это к политической деятельности, которая финансируется иностранными источниками.

Закон об иноагентах в той или иной форме существует в российском законодательстве с 2012 года и до лета 2021 года Минюст всю перечисленную деятельность признавал научной, а не политической.

Мы также оспариваем нормы нового закона об иностранном влиянии. Институт был включён в реестр иноагентов летом 2021 года. Тогда деятельность НКО-иноагентов регулировалась только законом об НКО. С декабря 2022 года действует новый закон – об иностранном влиянии. В жалобе мы оспариваем конституционность двух законов: как старую редакцию закона об НКО[1], так и закон об иностранном влиянии, который в точности повторяет дефиницию и формы политической деятельности закона об НКО[2]. Иными словами, законодатель просто перенёс эти положение в новый закон. Устойчивая практика КС, а также положения Закона о КС позволяют оспаривать нормы закона, утратившие силу, а также те нормы, которые просто воспроизводят (повторяют) это регулирование.

Главная особенность и отличие этой жалобы от всех остальных - её правовая аргументация. Мы говорим не только о правовой неопределённости самой дефиниции, но и том, что статус иноагента умаляет (часть 2 статьи 55 Конституции) права научных организаций, а также свободу научного творчества. Как правило, КС и заявители рассматривают статус иноагента как ограничение права (часть 3 статьи 55 Конституции), то есть само право никуда не исчезает, а лишь продолжает существовать, но с рядом ограничений. В случае со статусом иноагента для научных организаций, мы говорим именно об умалении этого права – институциональные возможности организации сокращаются настолько, что заниматься научной деятельностью становится невозможно и слишком обременительно для организации.

В жалобе также поднимаются и другие проблемы:

во-первых, дискриминация: получать иностранное финансирование могут и государственные научные организации, но их нельзя включать в реестр иноагентов;

во-вторых,
нарушение права на судебную защиту: государство требует от организации доказывать, что она не является иноагентом, а судебная проверка сводится лишь к формальному подтверждению полномочий Минюста;

в-третьих, произвол Минюста: закон наделяет Минюст правом включать в реестр иноагентов, но при этом не устанавливает чётких требований к процедуре. Решение о включении в реестр носит непредсказуемый характер для научной организации, а процедура не отвечает базовым требованиям о правовой определённости и прозрачности.

Суд вынес отказное определение, в котором нет ответа ни на один наш аргумент. Подробный разбор текста – на сайте Академии.


[1] Пункт 6 статьи 2 (абзацы 1 – 11) Закона об НКО, поскольку не позволяют разграничить научную деятельность в сфере конституционного права от политической деятельности, а перечисленные формы политической деятельности могут распространяться и на научную деятельность; пункт 10 статьи 13.1 этого же закона – в той мере, в какой они наделяют Минюст ничем неограниченным административным усмотрением по произвольному включению некоммерческих организации в реестр иноагентов; а также пункт 10 статьи 32: эта норма возлагает бремя ответственности за выявление в своей деятельности признаков политический деятельности на некоммерческую организацию при отсутствии для этого объективных оснований.


[2] Институт дополнительно оспаривает пункты 2, 3, 4, 5 статьи 4 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – закон об иностранном влиянии), поскольку оспариваемые положения Закона о некоммерческих организациях без каких-либо изменений были перенесены в новый закон, сохраняя свою силу в настоящее время.
В 2021 году после внеплановой проверки Министерства юстиции Институт права и публичной политики, с 1993 года занимающийся научными исследованиями в сфере конституционного права, был привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ за то, что сам себя не внёс в реестр иностранных агентов.

При этом, по результатам предыдущих проверок Минюст устанавливал и сообщал Институту, что нарушений Закона об НКО нет, основания для внесения в реестр иностранных агентов отсутствуют. Деятельность Института за период, прошедший с момента проведения последней проверки в 2016 до привлечения к административной ответственности, не изменилась.По предыдущим проверкам Минюст подтверждал также, что Институт действует в соответствии со своим уставом (а в уставе указано, что деятельность Института является научной).

Подводим итог – по оценке самого Минюста организация осуществляла уставную (научную) деятельность, которая по прямому указанию закона не относится к политической. Невзирая на это после проверки 2021 года Минюст объявил Институт иностранным агентом, назвал его деятельность политической и составил протокол за деятельность, которая велась до включения в реестр иностранных агентов.

Суды общей юрисдикции посчитали, что КоАП РФ допускает возможность возложить административную ответственность за неподачу заявления о включении в реестр иностранных агентов на саму организацию, в том числе в условиях отсутствия у этой организации каких-либо причин предполагать, что у неё есть основания для «самовключения» в реестр. Вопрос о том, как Институт мог предугадать произвольное изменение правоприменительной практики Минюста, суды оставили как не имеющих значения для правильного применения закона.

Суды всех инстанций толковали КоАП РФ так, будто Минюст не обязан доказывать материалами дела об административном правонарушении то, что у лица, включённого в реестр иностранных агентов, была реальная возможность знать, что толкование Минюста изменится и его деятельность окажется деятельностью иностранного агента.

По мнению судов, презумпция невиновности не распространяется на случаи привлечения к ответственности за то, что сам себя не включил в реестр иностранных агентов.

Предметом обжалования в Конституционном Суде выступили положения части первой статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Формулировка законодателя, изложенная в части 1 статьи 19.34 КоАП РФ, исходит из того, будто привлекаемое лицо обладает возможностью однозначно предвидеть, что оно будет признано осуществляющим деятельность в качестве иностранного агента до издания распорядительного акта Минюста.

В условиях размытости терминов, открытых перечней оснований Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», при сложившемся широком усмотрении Минюста в вопросе о том, кого и как признавать иностранным агентом, часть 1 статьи 19.34 КоАП РФ не может считаться определённой и обеспечивать принцип недопустимости привлечения к ответственности на основании произвольного усмотрения исполнительной власти.

Рассмотрение жалобы необходимо, чтобы пресечь практику наказания граждан и организаций огромными штрафами за то, что их произвольно зачислили в иностранные агенты, хотя они таковыми не являются.

12 января 2024 года жалоба была подана в Конституционный Суд. 16 января 2024 года жалоба зарегистрирована судом за № 343/15-01/2024. Жалоба находится на изучении суда.

В это трудное время нам как никогда нужна ваша помощь!

Поддержите нас донатом или купите одно из наших изданий –
в нашем магазине есть много полезной аналитической литературы
и практических руководств.

Только благодаря вам мы сможем продолжить свою работу!
Материалы по теме
Россия: год борьбы с «нежелательным», силовиков в вузах и ковидного противостояния
13 декабря 2021 года
Год усиления прессинга. 2021 год стал годом продолжения политики силового и идеологического прессинга академической автономии и академических прав и свобод в России.

Подробнее – в материале Дмитрия Дубровского
Генри Резник попросил президента «упорядочить» закон об иноагентах
13 декабря 2021 года
По мнению Резника, правоприменители не соблюдают ограничения, установленные в законе, – в частности, запрет признавать иноагентами научные организации. В качестве примера он привёл Институт права и публичной политики – «главную экспертную площадку», где в попечительском совете находится «цвет юриспруденции». «На суде был задан только один вопрос: скажите, пожалуйста, какие есть критерии отграничения научной деятельности от политической? Представитель Минюста на это ничего ответить не мог, а судья сказал: мы доверяем Министерству юстиции», – рассказал президенту Генри Резник. И сделал вывод: «К политической деятельности стали приравниваться высказывания».

Подробнее – в материале «Адвокатской улицы»
ОГФ-2021: что организации и движения не устраивает в законе об иностранных агентах
29 ноября 2021 года
Закон об иностранных агентах был принят в России в 2012 году. За эти годы он изменялся: иностранными агентами теперь могут объявить не только НКО, но и СМИ, и физлиц, и общественные объединения, появились и новые ограничения для тех, кто получил этот статус.

На протяжении всего времени действия закона его предлагали и отменить, и изменить. Последние поправки внесли на рассмотрение в Госдуму в середине ноября.

Участники Общероссийского гражданского форума обсудили проблемные места закона.

Подробно – в материале «Агентства социальной информации».
Russia: Statement by the Spokesperson on the continued crackdown on independent media outlets, journalists and civil society
22 июля 2021 года
Russian authorities recently announced a number of new decisions targeting independent media outlets, journalists and civil society organisations.
The Institute of Law and Public Policy (ILPP) and a number of journalists were designated as so-called "foreign agents", and the media outlet Project Media, Inc. was declared a so-called "undesirable organisation".

Полный текст заявления главы европейской дипломатии Жозепа Борреля
До первой звезды: Институт права и публичной политики, только что признанный иноагентом, опубликовал заключение Венецианской комиссии Совета Европы на ту же тему
17 июля 2021 года
15 июля Минюст сообщил о внесении Института права и публичной политики в реестр НКО — иностранных агентов, а 16-го на его сайте появился перевод заключения Европейской комиссии за демократию через право («Венецианская комиссия», консультационный орган по конституционному праву при Совете Европы) «О соответствии международным стандартам в области прав человека ряда законопроектов, принятых Государственной думой РФ с 10 по 23 ноября 2020 года и вносящих изменения в законодательство об иностранных агентах».

Подробнее в материале «Новой газеты».
Заключение Венецианской комиссии о внесении изменений в законодательство об «иностранных агентах»
16 июля 2021 года
6 июля 2021 года Венецианская комиссия опубликовала принятое на 127-м пленарном заседании заключение «О соответствии международным стандартам в области прав человека ряда законопроектов, принятых Государственной Думой России с 10 по 23 ноября 2020 года и вносящих изменения в законодательство об «иностранных агентах».
Учитывая актуальность заключения и понимая необходимость предоставить доступ российской общественности к рассуждениям и выводам экспертов, Институт права и публичной политики подготовил перевод заключения.

Читать перевод Заключения.
Институт права и публичной политики назвали иноагентом // Основания для включения в реестр неизвестны
16 июля 2021 года
Минюст включил Институт права и публичной политики в реестр НКО — иностранных агентов. На каком основании ведомство приняло это решение, неизвестно. Институт работает с 2000 года, в состав его Попечительского Совета входят известные адвокаты, юристы, учёные. Институт намерен обжаловать решение о включении в реестр.

Подробнее на портале Zakon.ru
Институт Генри Резника и Тамары Морщаковой включили в список «иностранных агентов
15 июля 2021 года
Министерство юстиции России признало иностранным агентом правовой центр «Институт права и публичной политики». Юристы Института, в частности, представляли интересы россиян в ЕСПЧ.
Институт включён в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, «во исполнение требований действующего законодательства Российской Федерации», говорится в сообщении Минюста.

Подробнее в материале BBC.NEWS.
Made on
Tilda