Власти Мурманской области передали часть земель, которые традиционно использовались представителями коренных малочисленных народов, в пользование охотничьему клубу без согласования с представителями КМН. В марте 2019 года
Фонд саамского наследия и развития совместно с кооперативом «Оленевод» подал обращение в постоянный Форум ООН по вопросам коренных народов в связи с этой ситуацией. После этого прокуратура Мурманской области начала проверку, однако не допускает сотрудников Фонда и кооператива до её материалов. Официальной причиной проверки представители Прокуратуры называют публикации в СМИ.
Глава Фонда Андрей Данилов указывал, что материалы проверки необходимы ему для дальнейшей коммуникации с ООН. В июне 2019 года Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура отказала Данилову в предоставлении материалов проверки, хотя раньше он вызывался для «дачи пояснений» в рамках этой проверки.
Представители прокуратуры мотивируют свой отказ пунктом 4 статьи 5 ФЗ «О прокуратуре»: утверждая, что не имеют полномочий, чтобы ознакомить Данилова с материалами проверки. По словам юриста Института (2019-2021 гг.) Владислава Чепелёва, это связано с некорректной трактовкой нормы. Представители прокуратуры настаивают, что для получения Даниловым доступа к материалам проверки должны выполняться несколько критериев:
(1) Данилов должен был быть инициатором проверки,
(2) его права должны непосредственно затрагиваться сложившейся ситуацией,
(3) он должен был обратиться в прокуратуру с требованием предоставить материалы проверки.
Их позиция подтверждается судами. Чепелёв полагает, что в указанной норме реально содержатся 2 требования: права лица должны быть непосредственно затронуты проверкой, а само лицо должно обратиться в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.
В июле 2021 года Институт подал жалобу по делу Фонда в Конституционный Суд.
В жалобе отражено, что абзац 1 пункта 4 статьи 5 Закона о прокуратуре по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не соответствует части 2 статьи 24 и части 3 статьи 55 Конституции. Такой смысл предполагает ограничение, не связанное с содержанием и статусом информации, то есть сведений, который составляют государственную, служебную или коммерческую тайну. Также если же лицо, чьё обращение послужило основанием для проведения проверки, отсутствует, то ознакомление с материалами невозможно, потому что никто не был заявителем.
28 сентября 2021 года КС РФ принял определение
№ 1684-О, в котором указал, что дача показаний в прокуратуре в статусе директора Фонда относительно деятельности Фонда не затрагивает права Фонда. Таким образом, Конституционный Суд отказался увидеть проблему и защитить право, предусмотренное 24 статьёй Конституции.
Автор жалобы в ЕСПЧ и юрист Института (2020-2021 гг.) Виолетта Фицнер также подчёркивает, что как НКО, специализирующаяся на сохранении и развитии культуры саамов, Фонд имеет особую роль в коммуникации между коренными народами и Форумом ООН по поводу сложившейся ситуации. Непредоставление прокуратурой материалов проверки, начатой в связи с обращением Фонда в ООН, несоразмерно ограничивает право Фонда распространять данную информацию, что представляет собой нарушение статьи 10 ЕКПЧ.
Жалоба в ЕСПЧ была подана 9 июня 2021 года.