Дело о «Социальном мониторинге»

Судебная практика
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
После начала пандемии коронавируса московские власти приняли ряд нормативных правовых актов для установления режима самоизоляции. Москвичам выписывали штрафы за прогулки по скверам в период ограничений или просто за выход из дома сразу после возвращения из-за рубежа.

Вскоре нарушителей режима самоизоляции в столице начали штрафовать заочно. Так, если москвич заболевал и попадал на карантин, то его обязывали установить мобильное приложение «Социальный мониторинг». Это приложение отслеживает геоданные заболевшего и позволяет привлечь его к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции в упрощённом порядке. Такая система полностью перекладывает бремя доказывания на граждан: сначала они получают штраф – и только потом могут оспорить его в суде, если захотят доказать свою невиновность.

Только за неполные два месяца работы приложения было выписано 54 000 штрафов – более чем на 216 млн руб. Квитанции получили примерно 30% пользователей приложения, причем некоторых из них штрафовали по несколько раз.

Муниципальный депутат Денис Шендерович и журналист Алексей Обухов оспаривали законность «коронавирусных» указов мэра Москвы, а также частей 2–4 статьи 3.18.1 и части 1.1 статьи 16.6 КоАП Москвы. Эти акты нарушили права и свободы москвичей, а также вопреки принципу презумпции невиновности позволили привлекать людей к административной ответственности в упрощённом порядке без доказательств их вины.

Юрист Института Виталий Исаков представляет Дениса Шендеровича и Алексея Обухова в трёх судебных процессах.

26 октября 2020 года Первый апелляционный суд общей юрисдикции отказал в удовлетворении частных жалоб Дениса Шендеровича и Алексея Обухова.

В апреле 2022 года по этому делу в ЕСПЧ была направлена жалоба.

В октябре 2021 года Верховный Суд отказался рассматривать жалобу, так как посчитал невозможным признать уважительным пропуск срок на обращение по причине невыдачи судами заверенных копий судебных актов.

19 декабря 2022 года юристы Института обратились в Конституционный Суд с жалобой на положения КАС РФ, как неправомерно ограничивающие право на доступ к правосудию, несправедливо лишающие человека конституционно гарантированной возможности защищать, в том числе в суде, свои права всеми не запрещенными законом способами, провоцирующие бездействие судов при выдаче судебных актов, возлагающие бремя ошибок государственных органов на гражданина.
Юрист Института Виталий Исаков у здания суда в день судебного заседания 26 октября 2020 года
Суд удовлетворил только одну из десяти частных жалоб, поданных по делу об оспаривании положений статьи 16.6 КоАП города Москвы. Жалобы Дениса Шендеровича и Алексея Обухова удовлетворены не были
26 октября 2020 года
Это заседание было проведено по частным жалобам москвичей, включая муниципального депутата Дениса Шендеровича и журналиста Алексея Обухова. По словам их представителя Виталия Исакова, «положения статьи 16.6 не соответствуют как федеральному законодательству, так и конституционным принципам. Мы, жители Москвы, хотим, чтобы в таком технологичном и умном городе действовала презумпция невиновности. И мы готовы отстаивать её в открытом судебном процессе. Но нам отказывают в праве на иск и говорят, что наши права не нарушены, хотя Денис Шендерович сейчас болеет коронавирусом. Он вынужден соблюдать все ограничения, установленные Мэром Москвы. Если у государственных органов возникнут подозрения, что он что-то нарушил, то будет применена статья 16.6, которая не учитывает презумпцию невиновности, возлагая на заболевшего москвича обязанность доказывать свою невиновность».

Суд удовлетворил только одну из десяти частных жалоб, поданных по делу, — в этой части дело должно вернуться в Мосгорсуд. Теперь судам предстоит решить проблему рассмотрения одного и того же дела параллельно и в первой, и в кассационной инстанции.
Наша позиция остаётся принципиальной – статья московского кодекса является дубликатом статьи 20.6.1 КоАП РФ и облегчает городским властям процесс необоснованного привлечения москвичей к ответственности. Благодаря статье 3.18.1 решение о виновности человека принимает бездушная машина.
Виталий Исаков
Юрист Института права и публичной политики
Первый апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы по делу об обжаловании статьи 3.8.1 КоАП города Москвы
15 октября 2020 года
Муниципальный депутат Денис Шендерович и журналист Алексей Обухов инициировали судебный процесс, но им было отказано в суде первой инстанции.

Согласно позиции Верховного Суда при нарушении режима повышенной готовности на территории субъекта РФ нарушителей следует привлекать к ответственности только по 20.6.1 КоАП РФ. Представитель Мэра города Москвы не смогла ответить на вопрос суда о том, в чём заключается разница между данными статьями, и как действия московских властей соотносятся с позицией Верховного Суда. Сегодня Первый апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции. Мы не согласны с этим решением и будем его обжаловать.
Денис Шендерович и Алексей Обухов подали частную жалобу на определение Московского городского суда от 18 августа 2020 года о прекращении производства по делу об оспаривании положений статьи 16.6 КоАП города Москвы
2 сентября 2020 года
Открытые медиа: Столичные службы отменяют 90% обжалованных в суде «автоматических» штрафов, выписанных в связи с пандемией
25 августа 2020 года
Московская автодорожная инспекция (МАДИ) отменяет около 90% штрафов за нарушение режима самоизоляции после того, как их обжалуют в суд. Аналогично ведёт себя и Главное контрольное управление Москвы, которое в период эпидемии было также уполномочено привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции, рассказал ОМ Виталий Исаков, юрист Института права и публичной политики, защищающего права человека в Конституционном Суде и ЕСПЧ. По его словам, в практике Института десятки подобных случаев. Как только жалоба на штраф доходит до суда, Главконтроль принимает решение отменить его, но мотивы отмены в большинстве случаев не доводятся до сведения заявителей.

По мнению Исакова, это может свидетельствовать о том, что московские власти всеми силами стремятся не допустить открытой судебной проверки (возможно, в Конституционном Суде и ЕСПЧ) положений московского закона, позволяющего привлекать жителей столицы к ответственности за нарушение самоизоляции в особом режиме — то есть без составления протокола, на основании одних только данных геолокации и с видеокамер.

Юрист считает: такой порядок нарушает базовые принципы правового государства, в частности, необоснованно возлагает на человека обязанность доказывать свою невиновность, а также лишает гарантий всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств.

Подробнее в материалах «Открытых медиа».

Мосгорсуд прекратил производство по объединённому делу по жалобам о порядке назначения штрафов за нарушение самоизоляции и по статье 16.6 КоАП города Москвы
18 августа 2020 года
Юрист Института права и публичной политики Виталий Исаков представляет интересы москвичей - муниципального депутата Дениса Шендеровича и журналиста Sota.Vision Алексея Обухова. Виталий сказал о заседании следующее:

«Суд занял позицию: "Когда убьют, тогда и приходите". У граждан есть несколько оснований для оспаривания законов. Среди них и ситуация, в которой, по мнению гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность. Также с иском о признании нормативного правового акта не действующим вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Но по мнению суда, с подобным иском могут обращаться только люди, чьи права нарушаются прямо сейчас посредством привлечения Вас к ответственности. В нашей ситуации это те, которые сейчас находятся в стадии рассмотрения административного материала по статье 16.6 КоАП Москвы. А если Ваши права просто затрагиваются, например, существует угроза нарушения прав, или права изменены новым регулированием без привлечения Вас к ответственности (камеры собирают информацию о любом вашем передвижении по Москве), то Мосгорсуд вопреки положениям кодекса не будет рассматривать Ваши требования.

Среди 11 истцов были и те, кто привлекались к ответственности за нарушение режима самоизоляции. Мэрия принесла в процесс решения об отмене постановлений о привлечении истцов к ответственности (якобы через три месяца после назначения штрафа за нарушение истцами режима самоизоляции, выяснилось, что нарушения и не было, поэтому органы пару дней назад передумали привлекать к ответственности именно истцов). Мэрия положила эти решения в обоснование своего ходатайства о прекращении производства по делу. Логика ходатайства следующая: если мы им отменили штрафы, то и речи о нарушении их прав быть не может, значит, теперь они иск они не могут подать, прекратите проверять наши законы. Суд с этим согласился и заявил, что оспаривать закон истцы больше не могут. То, что истцы и ещё 16 миллионов человек каждый день находятся под действием закона низкого качества и в любое время могут быть привлечены к ответственности по проверяемой статье закона, суду оказалось не интересно.

Определение суда не соответствует смыслу судебной защиты и делает иллюзорным право на оспаривание неправовых законов. Прочитавшие его почувствуют грусть. История "сначала дождитесь нарушения права законом, а только потом и оспаривайте закон; предотвращать нарушение запрещено" очень неприятна. Но как по мне, это маленькое определение – отличный материал для стратегических позиций Конституционного Суда и Европейского Суда по правам человека, трансформирующих правовую реальность».


19 декабря 2022 года юристы Института обратились в Конституционный Суд с жалобой на положения КАС РФ, как неправомерно ограничивающие право на доступ к правосудию, несправедливо лишающие человека конституционно гарантированной возможности защищать, в том числе в суде, свои права всеми не запрещенными законом способами, провоцирующие бездействие судов при выдаче судебных актов, возлагающие бремя ошибок государственных органов на гражданина. Жалоба находится на изучении секретариата.
Денис Шендерович и Алексей Обухов подали апелляционную жалобу на решение Московского городского суда от 3 июня 2020 года по делу об оспаривании положений статьи 3.18.1 КоАП города Москвы
7 июля 2020 года
Определением московского городского суда несколько административных дел от десяти истцов по обжалованию положений статьи 16.6 КоАП города Москвы были объединены в одно производство
11 июня 2020 года
КОММЕРСАНТ: Мосгорсуд отклонил иски оспаривающих штрафы за самоизоляцию
3 июня 2020 года
Мосгорсуд отклонил иски москвичей, среди которых муниципальный депутат Денис Шендерович и активист Алексей Обухов, к Мосгордуме и мэру города Сергею Собянину. Истцы требовали отменить новые статьи московского КоАП о штрафах за нарушение самоизоляции.

Подробнее в материале Коммерсанта.
3 июня 2020 года Мосгорсуд отклонил иск о штрафах за самоизоляцию по статье 3.18.1 КоАП города Москвы
Подробнее
Комментарий юриста Института Виталия Исакова, выступившего в деле представителем: «В рамках судебного заседания власти города Москвы не стали отстаивать принятые меры с учётом конституционно-правовых принципов, распределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации.

В любом случае, наша позиция остаётся прежней: оспариваемые положения статьи 3.18.1 и части 1.1. ст. 16.6 КоАП не воплощают те принципы, которые должны присутствовать в правовом государстве. В частности, речь идёт о презумпции невиновности, правовой определённости и недопустимости привлечения граждан дважды за одно и то же нарушение».

Денис Шендерович и Алексей Обухов при поддержке юристов Института подали апелляционную жалобу на решение Московского городского суда по делу об оспариванию указов Мэра Москвы от 29 марта 2020 года №34-УМ и от 11 апреля 2020 года №43-УМ
28 мая 2020 года
КОММЕРСАНТ: «Социальный мониторинг» попал под суд
23 мая 2020 года
Московский муниципальный депутат Денис Шендерович потребовал через суд отменить нормы столичного КоАП о самоизоляции, принятые недавно Мосгордумой. Депутат требует отменить нововведения в московский КоАП, позволяющие в особом порядке штрафовать за проезд на личном транспорте без пропуска или некорректное использование приложения «Социальный мониторинг», поскольку они не соответствуют нормам федерального КоАП, нарушают права граждан на судебную защиту и позволяют дважды наказывать за одно и то же нарушение. Эксперты утверждают, что для разрешения конфликта между московской и федеральной нормами потребуются дополнительные пояснения Верховного суда.

Подробнее в материалах Коммерсанта.
Znak: Депутат через суд требует признать недействующей статью за нарушение самоизоляции в Москве
21 мая 2020 года
В тексте искового заявления сказано, что статья 3.18.1 КоАП Москвы противоречит части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. В частности, истцы указывают, что указ Мэра Москвы Сергея Собянина от 11 апреля 2020 года о введении цифровых пропусков в столице, «согласно обзору Верховного суда, представляет собой состав статьи 20.6.1 КоАП РФ, а не статьи 3.18.1 КоАП Москвы», «то же самое справедливо и для наступления ответственности». «Следовательно, уже сам факт неопределённости нормы регионального КоАП является основанием для признания этой нормы недействующей. Статья 3.18.1 КоАП Москвы не содержит конкретных действий, которые бы не охватывались диспозицией статьи 20.6.1 федерального КоАП. Это создаёт поле для произвольного применения оспариваемой нормы и создаёт риск быть подвергнутым административному наказанию дважды за одно и тоже деяние», — считают авторы иска.

Подробнее в материалах «Znak».
Определением судьи Московского городского округа оспаривание положений статьи 16.6 КоАП города Москвы выделено в отдельное производство
29 мая 2020 года
В Мосгорсуд подан иск с требованием признать недействующими положения статей 3.18.1 и 16.6 КоАП Москвы
21 мая 2020 года
Мы направили в Мосгорсуд иск с требованием признать недействующими положения статей КоАП Москвы, которые предусматривают наказание за несоблюдение режима самоизоляции для москвичей.

Заявителями по делу стали муниципальный депутат Денис Шендерович и журналист Алексей Обухов. Их представитель – юрист Института Виталий Исаков прокомментировал правовую проблему: «Положения обжалуемых статей (3.18.1 и 16.6 КоАП Москвы) создают ситуацию, когда граждан привлекают к ответственности, но лишают процессуальных гарантий. Процессуальное производство должно быть ясным и недвусмысленным. Сейчас система штрафов за несоблюдение режима самоизоляции лишена этих гарантий – презумпции невиновности, возможности в полной мере выяснить обстоятельства. Следовательно, нет уверенности в справедливом разрешении таких дел. Беда в том, что органы власти используют упрощённую процедуру назначения штрафов. Исчезли предусмотренные федеральным кодексом гарантии всестороннего и своевременного выяснения всех обстоятельств дела. То есть гражданин вынужден сам доказывать, что он не виноват, но порядок доказывания тоже не ясен».
Юристы Института вступили в судебный процесс по оспариванию указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года №34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в части новой редакции пункта 9.3) и указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года №43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве» по административному иску Дениса Шендеровича и Алексея Обухова
19 мая 2020 года
Оспариваемые положения
Части 2-4 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»
Подробнее
2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере четырёх тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства -

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.

Часть 1.1 статьи 16.6 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»
Подробнее

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 3.18.1 настоящего Кодекса, в случае фиксации этих административных правонарушений посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения, рассматриваются в порядке, установленном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указ Мэра Москвы от 29 марта 2020 года №34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в части новой редакции пункта 9.3)
Подробнее
9.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков, выданных в порядке, установленном Правительством Москвы.

Указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве»
Подробнее
Made on
Tilda