После начала пандемии коронавируса московские власти приняли ряд нормативных правовых актов для установления режима самоизоляции. Москвичам выписывали штрафы за прогулки по скверам в период ограничений или просто за выход из дома сразу после возвращения из-за рубежа.
Вскоре нарушителей режима самоизоляции в столице начали штрафовать заочно. Так, если москвич заболевал и попадал на карантин, то его обязывали установить мобильное приложение «Социальный мониторинг». Это приложение отслеживает геоданные заболевшего и позволяет привлечь его к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции в упрощённом порядке. Такая система полностью перекладывает бремя доказывания на граждан: сначала они получают штраф – и только потом могут оспорить его в суде, если захотят доказать свою невиновность.
Только за неполные два месяца работы приложения было
выписано 54 000 штрафов – более чем на 216 млн руб. Квитанции получили примерно 30% пользователей приложения, причем некоторых из них штрафовали по несколько раз.
Муниципальный депутат Денис Шендерович и журналист Алексей Обухов оспаривали законность «коронавирусных» указов мэра Москвы, а также частей 2–4 статьи 3.18.1 и части 1.1 статьи 16.6 КоАП Москвы. Эти акты нарушили права и свободы москвичей, а также вопреки принципу презумпции невиновности позволили привлекать людей к административной ответственности в упрощённом порядке без доказательств их вины.
Юрист Института Виталий Исаков представляет Дениса Шендеровича и Алексея Обухова в трёх судебных процессах.
26 октября 2020 года Первый апелляционный суд общей юрисдикции отказал в удовлетворении частных жалоб Дениса Шендеровича и Алексея Обухова.
В апреле 2022 года по этому делу в ЕСПЧ была направлена жалоба.
В октябре 2021 года Верховный Суд
отказался рассматривать жалобу, так как посчитал невозможным признать уважительным пропуск срок на обращение по причине невыдачи судами заверенных копий судебных актов.
19 декабря 2022 года юристы Института обратились в Конституционный Суд с жалобой на положения КАС РФ, как неправомерно ограничивающие право на доступ к правосудию, несправедливо лишающие человека конституционно гарантированной возможности защищать, в том числе в суде, свои права всеми не запрещенными законом способами, провоцирующие бездействие судов при выдаче судебных актов, возлагающие бремя ошибок государственных органов на гражданина.