Дело о ликвидации фонда «Сфера»*
Судебная практика
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики».
Организация включена в реестр НКО-иноагентов в июле 2021 года
В феврале 2022 года Минюст обратился в суд с иском о ликвидации фонда помощи ЛГБТ-сообществу «Сфера» из-за «грубых нарушений законодательства». Минюст указал, что деятельность Фонда не соответствует Конституции и идёт вразрез с государственной политикой. В апреле Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о ликвидации организации и ее исключении из ЕГРЮЛ. В мае 2023 года Третий кассационный суд общей юрисдикции одобрил ликвидацию Фонда, чьи интересы представляет Институт.

Грубыми, неоднократными и неустранимыми нарушениями закона суд посчитал:

1. поддержку Организацией ЛГБТ-сообщества и их близких, пропаганду нетрадиционного образа жизни семьи и инициирование соответствующих изменений;

2. занятие политической деятельностью;

3. выражение Организацией от имени российского ЛГБТ-сообщества пропаганды своего образа жизни неопределенному кругу лиц;

4. противоречие уставной и фактической деятельности Организации, подмена благотворительности политической активностью;

5. осуществления деятельности благотворительной организации в статусе иностранного агента;

6. перерывы в работе Попечительского Совета Организации;

7. непредставление Организацией документов о месте нахождения;

8. отсутствие на сайте Организации отчётов и информации о деятельности Организации.

Решение устояло в судах апелляционной и кассационной инстанций. Там посчитали, что Организация действует вопреки традиционным ценностям, не руководствуясь законом, содержащим дефиницию о том, что такое традиционные ценности. Также в качестве грубого неустранимого нарушения указано, что Фонд занимается поддержкой ЛГБТ-сообщества, пропагандой нетрадиционного образа жизни семьи и инициированием соответствующих изменений. Однако ни один закон, действующий в России, не запрещает поддерживать ЛГБТ-сообщества.

Конституция признает право на самоопределение, свободу мысли и объединения, а также свободу действий согласно своим убеждениям. Для того, чтобы квалифицировать одно из этих прав как злоупотребление, необходим реальный пострадавший. Если говорить о нарушении чего-то права пропагандой, то нужно его указывать, а также сослаться на источник, в котором оно закреплено.

Решения Конституционного Суда прямо допускают дискуссию о правах ЛГБТ-людей, защиту от дискриминации и произвола по причине сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Но суды вопреки этому ликвидировали Организацию. Ни одно из положений действующего законодательства не наделяет ни суд, ни Минюст полномочием определять, что входит в состав морали и нравственности.

Также суды немотивированно пришли к выводу о том, что деятельность Фонда создает негативные последствия для несовершеннолетних. Они не объяснили, что именно является пропагандой, фактически сведя к ней любое распространение информации о деятельности. Кроме этого, в деле нет ни единого доказательства, которое указывает на то, что умысел Организации направлен на формирование привлекательности нетрадиционного образа жизни семьи, побуждение к нему, навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, включая несовершеннолетних.

На основании абзаца 2 пункта 3 Постановления Конституционного Суда от 18 июля 2003 года № 14-П ликвидация организации за нарушения допустима, если это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц. Также суды обязаны были оценить последствия ликвидации Организации в виде выгод и потерь для общества. Они этого не сделали и привели лишь свои необоснованные соображения, что ликвидация Организации защитит детей и российское общество. При этом не были представлены доказательства, что кто-то из детей или взрослых пострадал от деятельности Фонда.

Кроме этого, суды не разбирали вопрос о том, была ли у Организации возможность устранить выявленные нарушения и было ли известно о них до обращения Минюста с иском о ликвидации.
* – признан иностранным агентом
Суды посчитали, что Организация вместо благотворительной деятельности занимается политической и оспаривает основы современного российского общества. Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в абзаце 8 п. 3.2 Постановления от 08.04.2014 № 10-П, «ни одна из некоммерческих организаций не лишена возможности заниматься политической деятельностью». Соответственно, политическая активность фонда правомерна.
Виталий Исаков
Старший юрист Института права и публичной политики
Made on
Tilda