В 2019 году жители Пустошкинского района Псковской области избрали Светлану Василькову главой своего муниципального образования. В течение года в рейтинге эффективности район поднялся с 12 на 8 место. Но несмотря на это в 2020 и 2021 году собрание депутатов района большинством голосов выразило неудовлетворительную оценку деятельности Васильковой на посту главы. При этом в решениях, за которые голосовали депутаты, отсутствуют основания, критерии и мотивы, руководствуясь которыми депутаты признали работу неудовлетворительной.
Согласно закону об общих принципах организации местного самоуправления, депутаты на основании выраженной ими неудовлетворительной оценки могут отправить главу района в отставку (пункт 3 части 2 статьи 74.1 131-ФЗ), как это и произошло с Васильковой. Но в законе не указано, может ли эта оценка быть немотивированной.
Василькова подала иск об оспаривании решения Собрания депутатов. Женщина уверена, что неудовлетворительная оценка – просто инструмент политической борьбы для снятия её с должности. Со своей стороны Василькова приводила факты, указывающие на улучшение жизни людей в районе.
Суды
первой и
апелляционной инстанций исходили из того, что оценка работы главы муниципального района не должна быть подкреплена доказательствами конкретных фактов контрпродуктивной деятельности на своём посту. Доводы Васильковой об эффективности её деятельности были восприняты как не имеющие юридического значения. Суды посчитали, что каждый из депутатов, оценивая деятельность Главы, выражает своё субъективное мнение, которое не может быть оспорено в судебном порядке.
Институт подал жалобу в Третий кассационный суд. Там
согласились с решением предыдущих инстанций и назвали удаление главы района в отставку мерой ответственности. Но в то же время отказалась толковать закон как обязывающий орган, привлекающий главу к такой ответственности, и представлять доказательства материально-правовых оснований для негативной оценки и необходимости их применения.
Вместе с тем, часть 1 статьи 133 Конституции гарантирует право местного самоуправления на судебную защиту. Установление только того, сколько раз представительный орган в надлежащей форме выражал неудовлетворительную оценку, является проявлением формального подхода, который ни коим образом не защищает от злоупотребления полномочиями.
Старший юрист Института Виталий Исаков так комментирует определение Суда: