На странице 7 решения Конституционный Суд говорит, что положения Закона об иностранном влиянии не применялись судами, а значит не могут быть предметом нормоконтроля по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Однако эта позиция противоречит как непосредственно закону, так и позициям самого Конституционного Суда. В разделе допустимость мы указывали, почему мы можем оспорить даже ту норму, которая, пусть и не применялась к настоящему делу, но полностью воспроизводит старое регулирование.
Жалоба является допустимой, поскольку в соответствии со статьёй 97 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (
далее – Закон о Конституционном Суде):
а) оспариваемые положения как по своему содержанию, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, содержат признаки нарушения конституционных прав и свобод заявителя;
б) настоящая жалоба подаётся в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты;
в) оспариваемые нормы послужили нормативным основанием для разрешения дела судами общей юрисдикции по существу
[1], а решения судов вступили в законную силу и исполняются.
Предметом нормоконтроля также выступают положения пунктов 2–5 статьи 4 Закона об иностранном влиянии.
В настоящее время положения пункта 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях утратили силу, что не препятствует рассмотрению настоящего дела в Конституционном Суде, поскольку:
во-первых, правовая норма продолжает применяться к правоотношениям, которые возникли в период её действия. Это следует из Закона о Конституционном Суде (пункт 4 статьи 43), а также практики самого Конституционного Суда
[2];
во-вторых, содержание нормы пункта 6 статьи Закона о некоммерческих организациях воспроизведено в другом федеральном законе: пункты 2–5 статьи 4 Закона об иностранном влиянии буквально (идентично) воспроизводят утратившие силу положения пункта 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях
(см. таблицу ниже): совпадение понятий (дефиниции) политической деятельности в текстах Закона об иностранном влиянии и Закона о некоммерческих организациях составляет 80 %, текстуальное совпадение форм политической деятельности – 79 %. Рассмотрение вопроса о конституционности как нормы, утратившей силу, так и нормы действующего закона, который фактически воспроизводит такое регулирование, также имело место в практике Конституционного Суда. В своих решениях Суд признавал оспаривание таких норм, воспроизводящих утратившее силу регулирование, соответствующими критериям допустимости, даже если «новые нормы» не оспаривались в изначальном исчерпании внутригосударственных средств судебной защиты
[3].
[1] В частности, стр. 4-6 Решения Замоскворецкого районного суда, абз. 5 стр. 2, стр. 3-5, 7-8 апелляционного определения Московского городского суда, абз.5 стр 3, абз. 5-6 стр. 4, абз. 4 стр. 5 кассационного определения Второго кассационного суда обшей юрисдикции.
[2] пункт 4 статьи 43 Закона о Конституционном Суде, а также Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2018 года № 3-П (пункт 1.3 мотивировочной части).
[3] Например, в Постановлении от 24 июня 2009 года №11-П рассматривался вопрос о конституционности положений утратившего силу Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», так и Федерального закона «О защите конкуренции», который воспроизводил оспариваемые законоположения. Аналогичный подход использовался Конституционным Судом и в других решениях, в частности, в постановлениях от 19 ноября 2015 года № 29-П (абзац второй пункта 1.2 мотивировочной части), от 8 ноября 2012 года № 25-П (пункт 1 мотивировочной части), а также определениях от 19 декабря 2017 года № 3041-О (пункт 1 мотивировочной части), от 24 ноября 2016 года (пункт 1 мотивировочной части).