Из конституционного положения о России как правовом государстве имплицитно следует обязанность государства обеспечивать принцип правовой определённости, целью которого является обеспечение лиц возможностью точно спрогнозировать результат своих действий, и в том числе дать им понимание, что их права будут защищены, а действия правоприменителя будут прогнозируемы и предсказуемы и не будут меняться от случая к случаю, а также предвидение этими лицами последствий своего поведения, их уверенность в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей.
Конституционный Суд также указывал, что правовое регулирование, в особенности регулирование конституционных прав, не должно иметь эффекта внезапности: нормотворческая политика должна быть предсказуемой с тем, чтобы участники соответствующих отношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты
[1].
Включение в реестр осуществляется Минюстом без каких-либо дополнительных предупреждений, позволяющих научной организации предварительно подготовиться или сообразовывать своё поведение с требованиями Минюста, избежав включения в реестр (и, соответственно, умаления её прав). Некоммерческие организации лишены возможности предвидеть, а также соотнести собственную деятельность с политической деятельностью в силу того, что определение политической деятельности является максимально широким, фактически охватывая любую общественную деятельность, в том числе – научную.
В настоящем деле отступление от стандартов предсказуемости регулирования и правовой определённости выражалось в следующем.
Статус «иноагента» существует в российском законодательстве с 2012 года. До вступления в силу закона об иностранном влиянии деятельность организаций-иноагентов регулировалась законом о некоммерческих организациях, в который неоднократно вносились уточняющие изменения, в том числе в 2020 году. Институт права и публичной политики занимается научными исследованиями в области конституционного права с 1993 года и продолжает заниматься после изменения законодательства о некоммерческих организациях. Регулярные проверки контролирующих органов в отношении Института подтверждали, что формы и виды деятельности Института относятся к видам и формам научной деятельности, а не политической. Даже после ужесточения законодательства о некоммерческих организациях в 2020 году, результаты проверки деятельности Института не усматривали нарушений законодательства.
Регулярность таких проверок и отсутствие претензий со стороны государственных органов в течение длительного времени породило у Института законные основания полагать, что осуществляемая им деятельность не является политической, не может быть признана таковой, и, соответственно, может быть продолжена без дополнительных обременений. Принцип правомерных ожиданий, как указывал Конституционный Суд, обязывает государство гарантировать правовую стабильность лицам и организациям путём максимально возможного учёта обоснованных ожиданий граждан, сложившихся на почве ранее действовавшего регулирования
[2]. Когда государство вводит ограничительные изменения в правовую систему, а контролирующий орган применяет указанные ограничения, это должно происходить с учётом мнения и интересов всех заинтересованных сторон, а не на основании искажённого представления о деятельности организаций, а также при наличии возможностей для эффективной судебной защиты.
Источником произвольного изменения Минюстом своей практики, непредсказуемого и нестабильного поведения, является закон о некоммерческих организациях (и, следовательно, закон об иностранном влиянии), не устанавливающий пределы административного усмотрения и одновременно бланкетно делегирующий Минюсту существенные полномочия, которые влияют на осуществление прав и свобод
[3]. Из принципа правомерных ожиданий также вытекает и запрет такого бланкетного делегирования, требующего от законодателя при предоставлении органам исполнительной власти полномочий, связанных с ограничением прав, с достаточной точностью определить пределы административного усмотрения и стандарты реализации соответствующего полномочия
[4].
[1] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определении от 4 декабря 2003 года № 415-О.
[2] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 13-П, от 14 января 2020 года № 2-П.
[3] Как отмечала Венецианская комиссия, не существует административных инструкций или разъяснений, которые бы позволили сделать применение законодательства об «иностранных агентах» более предсказуемым на практике (Opinion on the Compatibility with international human rights standards of a series of Bills introduced to the Russian State Duma between 10 and 23 November 2020, to amend laws affecting «foreign agents», adopted by the Venice Commission at its 127th Plenary session (Venice and online, 2-3 July 2021). URL:
https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2021)027-e
[4] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года № 14-П.