5. Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона № 121-ФЗ) «иностранным агентом» считается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных источников (в том числе от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций), и которая участвует,
в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. По смыслу данного положения закона деятельность некоммерческой организации в интересах иностранного донора не является обязательным элементом понятия «иностранный агент», о чем свидетельствуют слова «в том числе». Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 121-ФЗ также ясно указывает на то, что
самого факта зарубежного финансирования достаточно для признания российской некоммерческой организации, участвующей в «политической деятельности», «иностранным агентом»
[1].
6. Напротив, FARA изначально определял «иностранного агента» через понятие «иностранного принципала». В своей первоначальной редакции от 8 июня 1938 года §611(d) FARA гласил: «Термин «агент иностранного принципала» означает любое лицо, которое действует либо намеревается или соглашается действовать
в качестве советника по связям с общественностью, рекламного агента, агента, служащего, представителя или адвоката иностранного принципала либо любой национальной организации, субсидируемой иностранным принципалом прямо или косвенно, полностью или частично» (выделено нами.
– Авт.). Преамбула, добавленная к тексту закона в 1942 году, указывала на необходимость «публичного раскрытия информации лицами, участвующими в пропагандистской или иной деятельности
от имени иностранных правительств, иностранных политических партий и иных иностранных принципалов» (выделено нами.
– Авт.). История принятия FARA также свидетельствует о том, что создатели закона считали «иностранными агентами» лиц, «
представляющих [в США] любое иностранное правительство, иностранную политическую партию или иностранную промышленную или коммерческую организацию» (выделено нами.
– Авт.)
[2].
7. С самых первых лет существования FARA суды США рассматривали наличие агентских отношений между «иностранным агентом» и его «иностранным принципалом» как условие применимости закона. И в то время как американский законодатель, стремясь в условиях Второй мировой войны ограничить воздействие нацистской пропаганды путем расширения понятия «иностранный агент» (например, за счет включения лиц, «получающих компенсацию, вознаграждение или займы от иностранного принципала»)
[3], в судебной практике последовательно отстаивался подход, предполагающий доказывание не только иностранного финансирования и (или) совпадения политических взглядов организации агента и ее «иностранного принципала», но и наличие более тесных связей между первой и последним. Так, в решении от 31 января 1946 года по делу
United States v. German-American Vocational League Третий окружной апелляционный суд указал, что понятие «иностранный агент» предполагает деятельность одного лица «от имени и под контролем» другого лица
[4]. В решении от 1 марта 1943 года по делу
Viereck v. United States Верховный суд США, отменяя приговор немецкому писателю и журналисту Г. С. Виереку, признал, что требования FARA распространялись лишь на деятельность подсудимого от имени и по договору с издательством Германской библиотеки информации, но не на его собственную, осуществлявшуюся параллельно, творческую деятельность
[5]. Решением от 20 ноября 1951 года по делу
United States v. Peace Information Center, et al. Федеральный окружной суд по округу Колумбия прекратил уголовное преследование в отношении общественной организации
Peace Information Center в связи с недоказанностью ее зависимости от СССР
[6].
8. В 1966 году понятие «иностранного агента» в FARA было уточнено и сужено. Согласно §611(с) FARA в нынешней редакции для признания лица «иностранным агентом» правительству необходимо доказать в каждом конкретном случае, что лицо, во-первых, действует «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» и, во-вторых, «в интересах этого принципала». Эти два условия являются кумулятивными. Кроме того, с 1966 года в §613(d)(2) FARA прямо закреплено, что деятельность, «не осуществляемая
преимущественно в иностранном интересе» (выделено нами), не требует регистрации. Разработчики поправок указывали на необходимость отграничить собственно агентские отношения от самостоятельной деятельности организации (пусть такая деятельность и согласуется с интересами иностранных лиц):
Из-за широты определений… сохраняется возможность признавать агентами лиц, которые на самом деле не являются агентами иностранных принципалов, но
чьи действия могут косвенно быть полезными для иностранных интересов, хотя такие действия являются частью обычного осуществления этими лицами своих прав на свободу слова, петиций и собраний. Такое регулирование могло быть желательным в условиях, существовавших на момент изменения [FARA] в 1942 году, но в современных обстоятельствах оно более не является оправданным
[7].
Таким образом, FARA эволюционировал сообразно изменению международной обстановки, и по мере отдаления Второй мировой войны его охват последовательно сужался
[8].
9. Новые законодательные критерии получили свое отражение в судебной практике. В решении от 22 октября 1980 года по делу
Michele Amoruso E Figli v. Fisheries Development Corp. Федеральный окружной суд по южному округу штата Нью-Йорк отказался признать американскую корпорацию
Fisheries Development Corp. «иностранным агентом» несмотря на то, что она на основании договора, действуя в собственном интересе и в интересах итальянского партнерства
Michele Amoruso E Figli, добивалась от государственных органов США ослабления ограничений на иностранное рыболовство в водах США. Поскольку вклад итальянского партнерства в общее дело составлял 25 % (против 75 %, внесенных американской корпорацией), суд признал, что
Michele Amoruso E Figli не могло осуществлять достаточного контроля над действиями
Fisheries Development Corp. При этом, отвергая довод о финансовом участии итальянского партнерства, суд особо подчеркнул:
Получение… субсидии из иностранного источника не превращает получателя субсидии в агента этого источника, коль скоро получатель не находится под иностранным руководством или контролем
[9].
10. Различие между агентской и самостоятельной деятельностью отчетливо прослеживается в судебных решениях, оценивавших роль американских организаций в конфликте в Северной Ирландии в 1970–80-х годах. В решении от 30 апреля 1981 года по делу
Attorney General of the United States v. Irish Northern Aid Committee Федеральный окружной суд по южному округу штата Нью-Йорк признал Ирландский комитет помощи Северу (
далее – Комитет) «иностранным агентом» по смыслу FARA, а его «иностранным принципалом» – Ирландскую республиканскую армию (
далее – ИРА). Суд исходил из того, что Комитет был создан по решению ИРА и по ее прямому указанию осуществлял на территории США сбор средств на гуманитарные и военные нужды ирландских республиканцев
[10].
11. Напротив, в решении от 25 июля 1986 года по делу
Attorney General of the United States v. Irish People, Inc. Апелляционный суд по округу Колумбия отказался признавать местную газету
The Irish People агентом Комитета и – тем самым – «иностранным агентом» ИРА по смыслу FARA
[11]. Суд признал, что финансовая помощь, оказываемая редакции газеты Комитетом; сходство политических взглядов между руководством Комитета и руководством газеты; а также замещение одними и теми же лицами некоторых должностей и в Комитете, и в редакции газеты – в совокупности являлись недостаточными для признания подконтрольности газеты Комитету. Как отметил суд, в материалах дела не содержалось доказательств того, что
The Irish People печатала какие-либо материалы по указанию Комитета или обращалась в Комитет для получения разрешения на публикацию каких-либо материалов. При этом суд высказался в пользу ограничительного понимания термина «иностранный агент», напомнив, что при принятии поправок в 1966 году «Конгресс был особо озабочен тем, чтобы не «придушить» внутринациональные политические дискуссии с участием граждан, симпатизирующих взглядам иностранцев, но не находящихся под иностранным руководством или контролем»
[12].
12. В результате описанной эволюции понятия «иностранный агент» в текущем реестре «иностранных агентов» значатся практически исключительно торговые и иные представительства иностранных государств и международных организаций, а также рекламные и лоббистские агентства, открыто декларирующие в качестве основной цели деятельности оказание услуг по продвижению интересов своего «иностранного принципала». Примером служит список российских «иностранных агентов» в реестре FARA. В настоящее время в нем находятся 5 коммерческих организаций:
Endeavor Law Firm PC представляет интересы Министерства иностранных дел РФ и Олега Дерипаски;
Global Strategic Communications Group LLC представляет интересы партии «Родина»;
Ketchum Inc. NY,
Alston & Bird LLP и
Venable LLP представляют интересы Российской Федерации и ООО «Газпромэкспорт».
13. Если же Министерство юстиции США предъявляет требование о регистрации в качестве «иностранного агента» организации, не указывающей обслуживание иностранного принципала в числе направлений своей деятельности, то оно должно преодолеть высокий стандарт бремени доказывания. За последние 20 лет известны лишь два случая успешного привлечения к уголовной ответственности за уклонение от регистрации в нарушение FARA (см. § 14–15 настоящего заключения).
14. В деле
United States v. Siljander был доказан факт оказания консалтинговой компанией
Global Strategies, Inc. возмездных услуг по лоббированию интересов международной организации
Islamic American Relief Agency перед государственными органами США
[13].
15. В деле
United States v. Fai речь шла о систематическом тайном финансировании американской некоммерческой организации
Kashmiri American Council (
далее – KAC) государственными органами Пакистана с целью оказания влияния на должностных лиц США по вопросу о самоопределении индийской провинции Кашмир. При этом обвинение представило убедительные доказательства того, что KAC находился под полным контролем пакистанских государственных структур, которые регулярно давали руководству организации инструкции (вплоть до составления тезисов выступлений на конференциях), утверждали планы деятельности организации и направляли списки американских должностных лиц, с которыми организация должна была устанавливать контакты
[14].
16. Таким образом, FARA принципиально отличается от Федерального закона № 121-ФЗ тем, что предполагает установление высокого уровня зависимости и контроля между «иностранным агентом» и его «иностранным принципалом». Простого выявления факта иностранного финансирования для этого недостаточно. В той мере, в какой российские некоммерческие организации действуют на основании пожертвований или реализуют иностранные гранты, предоставляющие
оперативную свободу в осуществлении финансируемых проектов, такие организации не подпадают под определение «иностранного агента», закрепленное в FARA.
[1] Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (http://asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=102766-6&02) («Настоящий проект Федерального закона… направлен на организацию должного общественного контроля за работой некоммерческих организаций, осуществляющих политическую деятельность на территории Российской Федерации и финансируемых из иностранных источников») (выделено нами. – Авт.).
[2] H. R. Rep. No.153, 74th Cong., 1st Sess., p. 23. [3] § 611(с)(2) FARA в редакции от 29 апреля 1942 года.
[4] United States v. German-American Vocational League, 153 F.2d 860, 864 (1946).
[5] United States v. Viereck, 318 U.S. 236, 243–244 (1943).
[6] United States v. Peace Information Center, et al. (unreported). См.: Johnson R. Race, Law, and Public Policy: Cases and Materials on Law and Public Policy of Race. 2nd ed. Baltimore: Inprint Editions, 2003. P. 472.
[7] H.R.Rep.No.1470, 89th Cong., 2nd Sess., reprinted in (1966) U.S.Code Cong. & Ad.News 2397, 2401 (курсив наш. – Авт.).
[8] Должностные лица Российской Федерации, таким образом, допускают неточность, когда апеллируют к факту современного существования FARA без учета его исторической эволюции. См., например: Прямая линия с Владимиром Путиным (http://kremlin.ru/news/17976) («В США этот закон действует с 1938 года, и не только действует, потому что он был принят в борьбе с нацистской угрозой, сегодня нет никакого нацизма, а он действует»).
[9] Michele Amoruso E Figli v. Fisheries Development Corp., 499 F.Supp. 1074, 1082 (1980).
[10] Attorney General of the United States v. Irish Northern Aid Committee, 530 F.Supp. 241 (1981).
[11] Attorney General of the United States v. Irish People, Inc., 796 F.2d 520 (1986).
[12] Ibid., 524.
[13] United States v. Mark Deli Siljander, Criminal Action No.07-CR-00087-07-W-NKL, Plea Agreement (www.fara.gov/docs/DE%20539_Siljander%20Plea.pdf).
[14] United States v. Syed Ghulam Nabi Fai, Criminal Case No.1:11-CR-00561-LO, Plea Agreement (www.investigativeproject.org/documents/case_docs/1849.pdf).