Закон предусматривает несколько категорий лиц с инвалидностью, в частности, к ним относятся люди с инвалидностью
I группы с детства, а также с инвалидностью
I группы не с детства. Им, а также их родителям и даже тем, кто за ними ухаживает, полагается социальная поддержка – выплаты. При этом указы Президента вводят дифференциацию между категориями, назначая неравномерные размеры выплат, а значит нарушают ряд конституционных положений: во-первых, о России как социальном государстве, во-вторых, о равенстве и запрете любой дискриминации, в-третьих, индексации социальных пособий.
Институт вел дело группы заявителей в судах общей юрисдикции и сейчас представляет их интересы в КС. Среди обратившихся за помощью люди с инвалидностью, их родители, а также те, кто ухаживает за людьми с инвалидностью.
В нашем кейсе есть две группы заявителей.
Первая группа – люди с инвалидностью I группы не с детства. Это кейс Светланы Комаровой, которая ухаживает за своим сыном Александром. У него статус инвалидности I группы. На основании
Указа №1455 Президента матери Александра полагается ежемесячная выплата в размере 1 200 рублей. Такой размер выплаты был установлен в отношении родителей, которые осуществляют уход за «инвалидом I группы». При этом тем, кто ухаживает за категорией инвалидов I группы с детства, уже другой акт –
Указ Президента №175, – предусматривает размер поддержки в размере 10 000 рублей.
Иными словами, единственный критерий неравенства в таких выплатах – всего лишь
юридический факт приобретения статуса инвалида I группы с детства у одних и его отсутствие у других.
Вторая группа – люди с инвалидностью I группы с детства и те, кто за ними осуществляет уход. Это кейс Ольги Скоценко, которая ухаживает за Виктором Никитиным – инвалидом с детства I группы. Ольга не является родителем или опекуном, а женой брата. Если согласно Указу №175 родителям и опекунам (попечителям) положена выплата в размере 10 000 рублей, то таким, как Ольга, выплата полагается незначительная – 1 200 рублей. При этом забота об инвалидах с детства I группы
иных лиц требует тех же расходов и сил, что и уход родителей или опекунов.
Таким образом, единственный критерий между выплатами 1 200 и 10 000 рублей –
характер отношений между инвалидом I группы и лицом, осуществляющим за ним уход, иными словами, – является ли такое лицо его родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) или нет.
В результате нарушается несколько принципов.
Первое – принцип равенства и запрет дискриминации (статья 19 Конституции). Различие в сумме выплат является существенным: исключительно принадлежность к группе инвалидов с детства позволяет получать помощь в несколько раз больше, чем у другой категории лиц, также обладающих инвалидностью и также требующих существенного ухода. Подобная дифференциация носит необъективный и необоснованный характер.
Второе – право на достойную жизнь. По Конституции Россия не просто социальное государство; у такого социального государства есть обязанности по созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь или свободное развитие человека (статья 7). Состояние нужды или бедности неизбежно приводит к умалению достоинства личности, без достойной жизни невозможно как достоинство личности, так и её свободное развитие. Более того, размер ежемесячной выплаты в 1 200 рублей не индексируется. Указы Президента, которые установили этот размер, были изданы в 2006 и 2013 г.. С тех пор сумма не менялась, хотя статья 75 (часть 7) Конституции, введенная после поправок в Конституцию 2020 года, устанавливает обязанность индексации социальных пособий.
В конце мая мы подали жалобу в КС по социальным пособиям людей с инвалидностью. В ней оспаривали две президентских указа — №1455 и №175. Спустя месяц пришел ответ из Секретариата: жалоба по форме не соответствует Закону о КС. И пока Суд затормозил её рассмотрение,
умер один из заявителей — человек с инвалидностью.
Мы подали жалобу повторно: исправили не только технические недочёты, но и усилили аргументацию. Например, указали, что дискриминация по оспариваемым указам де-факто обращена в будущее: тот, кто ухаживает за человеком с инвалидностью и не работает, получит в будущем очень низкую пенсию.
«Проблема, которую мы поднимаем, не только про людей с инвалидностью и тех, кто осуществляет за ними уход. Как оказалось, это ещё и проблема дискриминации в социальном обеспечении уязвимых групп в целом. Мы будем подавать жалобу по этой проблеме до тех пор, пока сохраняются любые юридические возможности. Таков путь», отмечает юрист Иван Брикульский.
Статус нашей жалобы в Конституционный Суд по делам о социальных пособиях и дискриминации людей с инвалидностью преодолел стадию рассмотрения обращений Секретариатом КС.
Конституционный Суд опубликовал определение по жалобе людей с инвалидностью и тех, кто за ними ухаживают:
https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision723016.pdf