Дело об индексации пенсий
Судебная практика
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики».
Организация включена в реестр НКО-иноагентов в июле 2021 года
Борис Тупицын является работающим пенсионером. Его страховая пенсия по старости не перерассчитывалась с 2016 года, несмотря на индексацию стоимости одного пенсионного коэффициента в 2017 и 2018 годах. Органы Пенсионного фонда и суды отказались перерассчитывать его пенсию на основании статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», хотя ежегодное повышение стоимости пенсионного коэффициента должно автоматически влечь за собой перерасчёт пенсии. Эта норма устанавливает, что для работающих пенсионеров пенсии и выплаты по перерасчёту не индексируются.

Тупицын просит признать неконституционной часть 1 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», которая позволяет не индексировать пенсии и выплаты к ним работающим пенсионерам. По нашему мнению, эта норма не соответствует блоку социальных поправок к Конституции, предусматривающих индексацию пенсий для всех граждан без исключения и устанавливающих требование уважать «человека труда».

Жалоба в интересах Бориса Тупицына в Конституционный Суд России подготовлена юристами Института Владиславом Чепелёвым и Полиной Куракиной.
Конституционный Суд России принял Определение по жалобе Бориса Тупицына
24 июня 2021 года
Один из авторов жалобы Владислав Чепелёв называет позицию Суда «неоднозначной»: «С одной стороны, индексация является обязательной и призвана "не допустить снижения уровня жизни пенсионеров". С другой – по мнению Конституционного Суда, ежегодной корректировки размера пенсии в сторону её увеличения достаточно, чтобы признать различия между двумя категориями пенсионеров правомерными».

Полина Куракина, также работавшая над жалобой, отмечает «любопытную попытку Суда сказать, что действующее регулирование носит временный характер и когда-нибудь, законодатель возможно соизволит ввести индексацию для всех пенсионеров – особенно с учётом общественных ожиданий. Тем не менее, согласно Определению, конституционной обязанности внесения таких изменений нет и дифференцировать льготы можно несмотря на наличие в новой редакции Конституции прямого указания на индексацию пенсий. Существенно в этом Определении одно – недавние поправки в Конституцию не повлияли на положение работающих пенсионеров».

Текст Определения №1139-О

Конституционный Суд России зарегистрировал жалобу Бориса Тупицына
15 января 2021 года
Новые поправки к Конституции предусматривают обязательную индексацию пенсий два раза в год всем гражданам без исключений. По оценке соавтора жалобы, Полины Куракиной: «Недавние поправки в Конституцию позиционировались в том числе как содержащие блок новых социальных гарантий. Одна из них – конституционно закреплённая обязанность государства ежегодно индексировать пенсии. Существующий порядок позволяет произвольно определять категории лиц, для которых пенсия индексируется, а значит новая конституционно-правовая норма лишается какого-либо материального содержания». По словам другого автора жалобы, Владислава Чепелёва: «Нельзя говорить, что работающие пенсионеры не должны получать какие-то денежные суммы, поскольку им эти деньги не нужны. Именно поэтому как отсутствие индексации страховых пенсий работающим пенсионерам, так и отсутствие индексации выплат по перерасчёту нарушают принцип уважения человека труда, с недавних пор провозглашённый в Конституции».
Юристы Института подали жалобу в Конституционный Суд России в интересах Бориса Тупицына
13 января 2021 года
Оспариваемые положения
Часть 1 статьи 26.1 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Подробнее
1. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Made on
Tilda