Тункинский национальный парк расположен в долине реки Иркут в Бурятии. На территории парка также есть четырнадцать сельских поселений, входящих в Тункинский район.
Сельчане рискуют остаться без объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, больниц и домов культуры. Тункинский район не может признать за собой право собственности на землю под этими зданиями, потому что это – территория парка, который принадлежит Российской Федерации. Новые объекты социальной инфраструктуры признаются самовольными постройками, администрация района не может ввести их в эксплуатацию. Муниципалитету каждый раз приходится отстаивать право собственности на здания через суд.
В интересах жителей Тункинского района юристы Института подали жалобу в Конституционный Суд России. Автором жалобы выступил юрист Института Владислав Чепелёв. К сожалению,
Суд признал жалобу недопустимой.
В конце декабря 2020 года в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» были внесены изменения. В частности, статья 3 дополнена предложениями: «Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий».
В январе 2021 года власти республики заявили, что в действующее Положение о национальном парке «Тункинский» вносятся изменения, касающиеся состава и описания границ его функциональных зон, параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и перечня запрещенных видов деятельности. После определения границ населенных пунктов и отнесения их к определенной функциональной зоне, у людей появится возможность приватизировать недвижимость, обещают чиновники.