Дело о заповедных школах
Судебная практика
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики».
Организация включена в реестр НКО-иноагентов в июле 2021 года
Тункинский национальный парк расположен в долине реки Иркут в Бурятии. На территории парка также есть четырнадцать сельских поселений, входящих в Тункинский район.

Сельчане рискуют остаться без объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, больниц и домов культуры. Тункинский район не может признать за собой право собственности на землю под этими зданиями, потому что это – территория парка, который принадлежит Российской Федерации. Новые объекты социальной инфраструктуры признаются самовольными постройками, администрация района не может ввести их в эксплуатацию. Муниципалитету каждый раз приходится отстаивать право собственности на здания через суд.

В интересах жителей Тункинского района юристы Института подали жалобу в Конституционный Суд России. Автором жалобы выступил юрист Института Владислав Чепелёв. К сожалению, Суд признал жалобу недопустимой.

В конце декабря 2020 года в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» были внесены изменения. В частности, статья 3 дополнена предложениями: «Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий».

В январе 2021 года власти республики заявили, что в действующее Положение о национальном парке «Тункинский» вносятся изменения, касающиеся состава и описания границ его функциональных зон, параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и перечня запрещенных видов деятельности. После определения границ населенных пунктов и отнесения их к определенной функциональной зоне, у людей появится возможность приватизировать недвижимость, обещают чиновники.
Законодатель обоснованно разделил правовой режим земель населённых пунктов в пределах особо охраняемых природных территорий и правовой режим действительно нуждающихся в особой охране земель, например, заповедной зоны национальных парков
Владислав Чепелёв
Юрист Института права и публичной политики
Был опубликован закон, допускающий передачу земельных участков населённого пункта, включённого в состав особо охраняемой природной территории, в региональную, муниципальную и частную собственность. Это поможет жителям Тункинского района
30 декабря 2020 года
Изменения в законодательстве прокомментировал юрист Института Владислав Чепелёв: «Закон закрепляет возможность оборота земель населённых пунктов, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий. Эта мера защищает как интересы жителей населённых пунктов, так и интересы муниципальных образований, расположенных на таких территориях. Законодатель подтвердил, что нужно учитывать не формальное нахождение земель в границах особо охраняемой природной территории, а режим особой охраны конкретных экосистем. Осуществление хозяйственной деятельности на подобных территориях было возможно и ранее, но при этом все земельные участки находились в исключительной федеральной собственности под предлогом охраны природы.

Таким образом, законодатель обоснованно разделил правовой режим земель населённых пунктов в пределах особо охраняемых природных территорий и правовой режим действительно нуждающихся в особой охране земель, например, заповедной зоны национальных парков».

С текстом закона можно ознакомиться по ссылке.
Конституционный Суд России принял Определение «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Тункинский район» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»
29 сентября 2020 года
С текстом можно ознакомиться по ссылке.
Конституционный Суд России зарегистрировал жалобу юристов Института, поданную в интересах жителей Тункинского района
2 сентября 2020 года
Администрация Тункинского района не может оформить в муниципальную собственность земельные участки под зданиями школ, больниц, детских садов, культурных учреждений. Более того, право собственности на сами эти здания Тункинский район вынужден признавать через суд.

Муниципальные школы Тункинского района неоднократно привлекались к административной ответственности за «самовольное занятие земельного участка». Это затрудняет введение школьных зданий в эксплуатацию и влечёт риск отзыва или отказа в лицензии на образование. Для детей школьного возраста, проживающих в районе, такой исход может привести к невозможности получить среднее образование.

Наши юристы подали жалобу в интересах жителей района в Конституционный Суд России. Заявители оспаривают положения пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ, поскольку эти нормы предусматривают, что земельные участки национальных парков без каких-либо исключений могут находиться только в федеральной собственности.

Владислав Чепелёв, подготовивший жалобу, рассказывает о правовой стороне проблемы:

«Вводимая спорным регулированием невозможность признать право муниципальной собственности на земельные участки под муниципальными зданиями в границах национального парка не соразмерна цели защиты окружающей среды по двум причинам:

Во-первых, такое ограничение распространяется на всю территорию национального парка, а не на земли, действительно имеющие природоохранное значение (в заповедной зоне и в особо охраняемой зоне);

Во-вторых, для защиты одной конституционной ценности ограничивается сразу две других: право на осуществление местного самоуправления (статьи 131-133 Конституции) и, по меньшей мере, право граждан на образование (статья 43 Конституции)».
Оспариваемые положения
Пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации
Подробнее
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
Подробнее
2. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.

Made on
Tilda