Дело Тверской Общины

Судебная практика
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери (Тверская Община) — это небольшая православная церковь. В 1996 году члены общины получили от администрации Твери в безвозмездное пользование заброшенное здание котельной. К 2002 году члены общины за свой счет восстановили здание, превратив его в храм Новомучеников Российских, и зарегистрировали в качестве объекта религиозного назначения. Однако в 2016 году срок договора безвозмездного пользования зданием истёк. Сначала администрация города согласилась продлить срок договора, но спустя месяц передумала без объяснения причин и потребовала от Тверской Общины покинуть храм. Члены общины попытались отстоять здание в судах, но те встали на сторону администрации и аргументировали свои решения положениями Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Согласно Закону для религиозной деятельности можно использовать только построенное с этой целью здание. В апреле 2019 года Тверскую Общину выселили из помещений бывшей котельной, а само здание впоследствии передали РПЦ.

В начале 2020 года юристы Института направили жалобу в Конституционный Суд России. Дело вели: Илья Шаблинский (эксперт Института), Ольга Подоплелова (юрист Института до 2019 года), Григорий Вайпан (руководитель судебной практики Института до 2020 года). После принятия жалобы к рассмотрению – руководитель судебной практики Института Александр Мальцев.

17 ноября 2020 года Суд признал, что конституционные права Тверской Церкви были нарушены и она имеет право на компенсацию, чтобы построить новый храм.

12 июля 2021 года на основании Федерального закона № 249-ФЗ от 1 июля 2021 вступили в силу поправки к Федеральному закону от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Напринимать решений и оставить всё, как было: о Постановлении КС России, поправках к закону и судьбе маленькой религиозной общины
19 июля 2021 года
12 июля 2021 года на основании Федерального закона № 249-ФЗ от 1 июля 2021 вступили в силу поправки к Федеральному закону от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Государственная Дума внесла дополнения в пункт 1 статьи 2 и в статью 12 данного Закона во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 47-П от 17 ноября 2020 года, который по жалобе Общины Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери признал не соответствующим Конституции пункт 1 статьи 2.


Подробнее на сайте Academia.ilpp (материал временно недоступен)
Конституционный Суд России согласился с доводами Тверской Общины как заявителя в главном: эта норма закона оставляет широкое поле неопределённости. Увы, судами и иными правоприменителями она в основном толкуется так, что нарушается принцип религиозного равенства. То есть одним религиозным объединениям можно возвращать и предоставлять подобные здания и сооружения, а другим – нет. Потому что они построены на месте бывших «красных уголков», котелен и подобных строений, не предназначенных для религиозных нужд.
Илья Шаблинский
Эксперт Института о деле Тверской Общины
Бывший храм Тверской Общины
Адвокатская газета: КС: Произвольно лишать верующих храмов, находящихся в муниципальной собственности, недопустимо
19 ноября 2020 года
Один из представителей заявителя жалобы отметил, что в рассматриваемом деле Суд сказал самое главное, согласившись с тем, что норма Закона о предоставлении религиозным объединениям зданий и сооружений для религиозных нужд оставляет широкое поле неопределённости. Другая добавила, что аргумент КС о том, что права общины-заявителя нельзя восстановить посредством возвращения ей здания храма, поскольку это нарушит права той общины, ради которой заявителя и «выселили», вызывает недоумение. Адвокаты в свою очередь сошлись во мнении, что КС не стал высказываться по существу, каким образом следует решать спорный вопрос, предложив сделать это законодателю, а поскольку заявитель пользовался спорным зданием гораздо дольше, чем текущий пользователь, вряд ли предложенный Судом компенсаторный механизм после внесения поправок к закон в должной мере удовлетворит интересы заявителя жалобы.


Подробнее в материале «Адвокатской газеты».
Конституционный Суд России принял Постановление от 17.11.2020 №47-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в связи с жалобой местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери» в котором признал, что конституционные права Тверской Церкви были нарушены
17 ноября 2020 года
13 января 2020 года юристы Института подали жалобу в Конституционный Суд от имени Тверской Церкви. Авторы жалобы указали, что Федеральный закон ставит религиозные организации в неравное положение и чрезмерно ограничивает свободу вероисповедания. Её поддержал Совет по правам человека, направив в марте независимое экспертное заключение в статусе amicus curiae. Конституционный Суд согласился с нашими аргументами.

В Постановлении от 17 ноября 2020 года № 47-П Суд признал положения указанного закона неконституционными. Нынешняя формулировка не позволяет однозначно решить вопрос о порядке передачи в безвозмездное пользование религиозным организациям имущества, которое было реконструировано и длительное время использовалось для религиозного назначения, и создаёт неопределённость в вопросе о механизме защиты законных интересов религиозной организации после изъятия такого имущества из её пользования. По словам одного из авторов жалобы Ильи Шаблинского: «Конституционный Суд принял взвешенное и справедливое решение, и его аргументы весьма серьёзны. Они в значительной мере совпадают с теми аргументами, которые сформулировал заявитель».

Законодатель обязан устранить неопределённость правового регулирования, а Тверская Церковь получает право на компенсацию. Однако, как указывает старший юрист Института Анита Соболева, с исполнением постановления могут возникнуть проблемы: «У перспективы исполнения слишком много "если", так как законодатель может не захотеть исправить норму в желаемом направлении или может исправить её годы спустя. Суды, в свою очередь, могут установить слишком маленькую компенсацию, которая не решит проблему общины».
КОММЕРСАНТ: КС займётся поражением в храмах
16 июля 2020 года
Конституционный суд (КС) рассмотрит жалобу «альтернативных православных» на закон о передаче госимущества религиозным организациям. Тверская община Православной церкви Божией Матери Державная в середине 1990-х годов получила от города полуразрушенное здание котельной, которое отремонтировала за свой счёт и использовала для богослужения. Однако через 20 лет новая администрация Твери расторгла договор и без компенсации забрала помещение, заявив, что изначально оно не было предназначено для богослужения. Верующие заявили КС, что законодательство ставит в неравное положение крупные и новые религиозные общины.


Подробнее в материале «Коммерсанта».
Верховный Суд Республики Башкирия принял к производству коллективный иск от жителей республики в защиту горы Куштау, подготовленный юристами Института
13 ноября 2020 года
Юристы Института подали жалобу в Конституционный Суд России в защиту прав Тверской Общины
13 января 2020 года
Оспариваемые положения
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
Подробнее


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей);
Made on
Tilda